Автор является профессором российской Академии военных наук
30 апреля 2004 года. После террористических нападений в Нью-Йорке, в Вашингтоне, на о. Бали, в Москве, в Мадриде и на Ближнем Востоке многие, кажется, примирились с их неизбежностью и надеются лишь на то, что сами не окажутся на месте террористического акта. Эта пассивность опасна: она может привести к тому, что терроризм выйдет на еще более ужасающий, невообразимый уровень.
Угроза исходит от подготовленных к боевому применению баллистических ракет ядерных государств и от систем боевого управления и связи, которые развернуты вместе с этими ракетами. Не одна или две, а десятки и даже сотни ядерных ракет могут быть запущены с помощью таких систем.
Соединенные Штаты и Россия в 1994 году объявили, что взаимно отказываются от нацеливания своих ракет на объекты другой стороны. Но практическая ценность этого соглашения ограничена, потому что эти ракеты в считанные минуты могут быть снова перенацелены. Идея о том, чтобы пойти дальше и осуществить взаимное резкое снижение боеготовности своих стратегических ядерных сил (СЯС) является хорошей, однако в случае кризиса высокая боеготовность легко может быть восстановлена - что, вероятно, и будет сделано.
И у Соединенных Штатов, и у России накоплен огромный опыт защиты своих СЯС от аварий и терроризма. Но неопределенности сохраняются. Смогут ли террористы заставить расчет российской мобильной пусковой установки (ПУ), которая, скажем, была захвачена в лесном массиве, осуществить пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь"? Может ли быть осуществлен несанкционированный пуск американской МБР "Минитмен"? Как нам защитить каналы кабельной, спутниковой и радиосвязи обеих сторон от перехвата, который может позволить вскрыть ключевые коды запуска ракет? Достаточно ли мы изолировали систему боевого управления ядерным оружием как от военных, так и от гражданских компьютерных сетей, чтобы в нее не cмогли проникнуть хакеры? Уже бывали случаи, когда хакеры взламывали военные компьютерные сети.
Особая логика этой угрозы означает, что всем странам с ракетно-ядерными системами оружия недостаточно просто заявлять, что у них все в порядке. Несанкционированный групповой пуск ракет может обернуться катастрофой, масштабы которой значительно превзойдут нападения 11 сентября 2001 года. Необходим механизм безопасности совершенно иного рода. Ядерные державы не могут просто полагаться на взаимные заверения; каждая должна иметь прямую информацию относительно того, как защищены системы боевого управления и связи другой стороны, с которой ее связывают партнерские отношения. Сегодня такой информации у них нет.
Для Соединенных Штатов гораздо важнее знать, насколько хорошо защищены от террористов системы боевого управления и связи Китая или России, чем знать о надежности своих собственных систем в Омахе и в Пентагоне. Точно так же Россия нуждается в том, чтобы больше знать о защитных мерах такого рода в Соединенных Штатах и в Китае.
Только при постоянном взаимодействии между специалистами по защите систем боевого управления и связи от несанкционированного пуска ракет клуб ядерных держав сможет осуществлять мониторинг действительного положения дел. Это называется "негативный контроль". Подобный обмен данными затрагивает самые важные секреты, какие только есть у любой страны. Пока что эта область остается полностью засекреченной. Совершенно очевидно, что имеются веские основания, почему такие данные нельзя сделать достоянием общественности. Но нужно более тесное сотрудничество между официальными экспертами по системам боевого управления и связи ядерных государств.
Об этом уже много говорилось и писалось, но мало что сделано. В августе 1997 года состоялась встреча американских и российских специалистов по системам боевого управления и связи СЯС; они предложили своему руководству начать сотрудничество в этой области, однако никаких практических действий не последовало.
Президенты Владимир Путин и Джордж Буш-младший (George W. Bush) приняли меры к значительному сокращению ядерных арсеналов, но, принимая во внимание серьезность угрозы террористических актов, уменьшения числа боеголовок недостаточно. Разумеется, имеет значение, будут ли запущены без разрешения десятки или же сотни ядерных ракет, но только для степени ужаса, который за этим последует.
Американские и российские лидеры должны набраться смелости и начать сотрудничать по этой проблеме. Пусть специалисты проведут предварительные совместные исследования и доложат своему руководству, что возможно и что целесообразно. Специалисты могли бы разобраться с дилеммой, как организовать сотрудничество в деле защиты от саботажа систем боевого управления ядерным оружием, сохранив в то же время свою готовность к нанесению ответного удара. Это один из самых трудных вопросов контроля над вооружениями, но мы должны попытаться его решить.