Паскаль Ауберт - главный редактор 'La Tribune', французского издания, находящегося в партнерских отношениях с 'Handelsblatt'. Старые члены ЕС должны научиться понимать, говорит он, что они не обладают особым статусом по сравнению с новичками.
Семейные встречи - это совершенно особый момент. И чем праздничнее они, тем больше заставляют задумываться над тем, что же члены семьи могут и хотят делать сообща в будущем. Многие члены большой европейской страны - и это касается в особой мере новичков - будут отмечать официальное вступление десяти государств в Европейский союз очень весело, поскольку это - веха на пути к историческому воссоединению Европы, к которому так долго стремились, и погребение ялтинского позора.
Однако, радость по поводу воссоединения семьи была бы недолговечной, как жизнь бабочки-однодневки, если бы семье, насчитывающей 450 миллионов европейцев, не удалось договориться о том, какой должна быть их общая судьба завтра. Теперь перед этим новым сообществом стоит задача поиска места в мире, формирования своих институтов, определения своих границ, и, если это удастся, то встанет задача наполнить их жизнью.
История учит нас, что необходимы большая стойкость и упорство, умение идти на уступки друг другу. Вызов для нас, 25-ти, громадный. Но нет никаких сомнений, что такой шанс появляется только однажды.
Более полувека процесс европейского единения не раз переживал периоды бурного развития. Но никогда трудности, касавшиеся деталей, не заставляли менять взятый курс надолго. Часто казалось, что интеграция Европы зашла в тупик, а у нетерпеливых сторонников ее возникало чувство, будто, интеграция это поезд, едущий со всеми остановками. Но желающие такой интеграции никогда не впадали в леность и всегда выдерживали курс. Это была та решимость, которая создала зону свободы, за которой 'новые европейцы' могли наблюдать в течение 40 лет лишь в роли зрителей. С 1-го мая они будут с нами.
Бюрократическое слово 'расширение' не соответствует реальному смыслу события. Большинству 'старых европейцев', а это мы, трудно понять значение этого дня для 80 миллионов человек, вступающих в ЕС. Для нас первоначальная идея отца-основателя Европы, примирение бывших противников по войне давно реализовалась в форме Союза пятнадцати.
Но мир и свобода становятся осязаемыми лишь тогда, когда их у нас нет. Поскольку наши соседи в Центральной Европе и в Прибалтике так долго были лишены этого, они теперь хотят, наконец, тоже стать их обладателями. Наверно только немцы из девяти новых федеральных земель, пережившие унижения под советским гнетом, в состоянии по-настоящему понять, что означает для их соседей на востоке день вступления в ЕС.
Что мы, на Западе, часто недооцениваем: наши новые партнеры с тем, чтобы быть принятыми в европейскую семью, заплатили большую цену. Их отсталость была чудовищной, необходимы были столь радикальные реформы, каких не знало у нас уже не одно поколение людей. То, что они теперь хотят получить за свои усилия что-то в ответ в экономическом плане и в плане идентификации, совершенно нормально. Это их право - такое же право, как у нас всех.
Извлекать уроки должны обе стороны. Для нас, 'старых европейцев', это означает, что мы не можем говорить о своем особом статусе, поскольку, мол, давно в Союзе. Но быть членом европейской семьи значит брать на себя также обязательства. Новые европейцы избавляются от статуса вассалов, от которого они страдали во времена Советского Союза. Это также означает, что одновременно появляются новые права и новые обязанности.
Европейцы, будучи равноправными, должны ответить на следующие два больших вопроса, которые стоят перед ЕС. Какие институты нам нужны, какие механизмы принятия решений, какие противовесы в новой конституции ЕС? И где проходят географические границы Союза? В двери уже стучит Турция, завтра постучатся Украина, Белоруссия, а позднее, быть может, - государства Кавказа.
Неоднородный ЕС обязан ответить на эти вопросы. Есть еще немало преград, предубеждений, которые необходимо устранить, надо избавиться от немалого эгоизма, преодолеть глубоко укоренившееся недоверие. Но вновь создаваемый Союз -фантастический инструмент, если все его члены будут придерживаться единых принципов. Только таким образом мы сможем добиться того, чтобы нашу судьбу мы решали сами, а не кто-то другой. Если это удастся, то день 1-е мая станет зарей новой европейской эпохи.