Только что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе провела в Берлине конференцию по проблемам антисемитизма с участием 55 стран. Перед ее созывом было немало торжественных заявлений о том, что это собрание призвано покончить с пугающим ростом антисемитизма в демократической Европе, но конференция закончилась, по сути, беззубой декларацией, не предусматривающей создания новых институтов для эффективной борьбы с этим явлением. А тот факт, что в последние годы антисемитизм вновь расцвел пышным цветом, сомнений не вызывает.
Имеющиеся данные четко свидетельствуют о том, что, после спада в послевоенный период, антисемитские настроения снова приобрели значительную глубину и масштаб, и продолжают расти. Согласно одному опросу, проведенному в 10 европейских странах, в восьми из них от 40 до 60% респондентов заявили о том, что евреи, проживающие в данной стране, считают своей настоящей родиной Израиль.
Количество антисемитских высказываний - часто облеченных в иносказательную форму, особенно маскируемых под жесткую критику Израиля - намного превосходит любые показатели за последние полвека.
А вспышка антисемитских выходок, насилия в отношении евреев и их учреждений во многих европейских странах, в том числе во Франции и Германии, превращает еврейские учреждения в настоящие 'крепости' и вынуждает евреев чувствовать себя 'на осадном положении'.
В 1990х гг. количество инцидентов, связанных с антисемитизмом, во Франции в среднем составляло 10 случаев в год; с 2000 по 2002 г. их произошло 120. Сегодня многие евреи избегают открытого использования национальной атрибутики - например, не носят кипы или 'звезды Давида', чтобы они сами, или их дети не подверглись нападению только за то, что они - евреи. Без постоянной защиты их учреждений и лидеров силами полиции, евреи окажутся в чрезвычайно уязвимом положении. Неудивительно, что от 33 до 45% французских евреев - а в этой стране, если не считать России, существует самая большая еврейская община в Европе,- говорят, что подумывают об эмиграции.
Причин для возрождения антисемитизма много, и в разных странах они различны. Среди них - отмена политических и социальных табу на антисемитские проявления, в результате чего подспудный антисемитизм прорвался наружу; существование в Европе многочисленных мусульманских общин, считающих евреев своими врагами; рост политического влияния правых, а в Германии - еще и недовольство в связи с продолжающимся обсуждением Холокоста; использование антисемитами ближневосточного конфликта в качестве инструмента для разжигания предубежденности против евреев; и общая атмосфера вседозволенности в Европе, чьи политические и интеллектуальные лидеры избегают резких высказываний в адрес антисемитизма, а правительства скрывают подлинные масштабы и опасность этого явления и не ведут с ним энергичной борьбы.
Проведение Берлинской конференции означает, что политики, наконец, официально признали существование этой проблемы. Само по себе это уже прогресс. Оно звучит эхом недавнего признания Жака Ширака, что антисемитизм во Франции превратился в острую проблему: тем самым президент опроверг свое же смехотворное высказывание, сделанное годом раньше, о том, что такого явления в стране просто не существует.
Но одного этого признания и рекомендаций Берлинской конференции, не имеющих к тому же обязательной силы, явно недостаточно. Вместо этого участники конференции должны были одобрить следующие конкретные меры: правительства должны поднять тревогу в связи с возрождением этой вековой ядовитой вражды, и заявить, что намерены любой ценой защитить еврейское население своих стран. Политические и судебные власти должны прекратить манипуляции со статистикой, призванные скрыть масштаб и жестокость нападений на евреев. Политические партии должны недвусмысленно заявить, что любые антисемитские высказывания политических деятелей приведут к их исключению из общественной жизни. Правительства всех европейских стран должны выделить соответствующее финансирование и создать учреждения по продвижению просветительских инициатив - телепередач, лекций, публикаций и школьных курсов - по разъяснению того факта, что антисемитизм является опасным предрассудком, и созданию общей атмосферы нетерпимости вокруг его проявлений. Они должны четко обозначить связь между сегодняшним антисемитизмом и преследованием евреев в прошлом. Неправительственные организации, к примеру, христианская церковь, должны принять аналогичные меры.
Следует учредить постоянно действующее международное собрание по проблемам антисемитизма, созываемое на регулярной основе. На его заседаниях правительства всех стран должны докладывать о ходе осуществления этих мер. Его структура должна включать независимое общеевропейское учреждение по борьбе с антисемитизмом, осуществляющее практический мониторинг и обладающее полномочиями по расследованию, а в случае необходимости - и наказанию виновных, а также мандатом на разработку политического курса и программ, подлежащих выполнению странами-участницами.
Антисемитизм всегда был связан с распространением лжи и клеветы о евреях: что они убили Христа, а потому виновны во веки веков; что они являются всемогущими финансовыми акулами; что они в подрывных целях манипулируют политикой единственной сверхдержавы мира, что они являются 'современными нацистами', а потому Израиль совершает преступления против палестинцев.
Однако, несмотря на ужасающие проявления антисемитизма, ни одно из правительств европейских стран никогда не разворачивало длительной просветительской кампании, направленной против антисемитизма, призванной разъяснить их гражданам-антисемитам всю опасность дезинформации и лжи. Учитывая, что европейский континент и цивилизация уже многие столетия заражены антисемитизмом, может быть, прося правительства Европы, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейский союз принять, наконец, решение и начать серьезную борьбу с этой напастью, мы требуем от них слишком многого?
Дэниэл Джона Голдхейген - сотрудник Центра европейских исследований им. Минда де Гунзбурга (Minda de Gunsburg Center for European Studies) Гарвардского университета, автор книги 'Палачи-добровольцы Гитлера: простые немцы и Холокост' ('Hitler's Willing Executioners: Ordinary Germans and the Holocaust', Vintage, 1997).