Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЕС 'загоняет в угол' Калининград

Расширение ЕС: Вступление Литвы и Польши в Европейский Союз превращает Калининград в островок нестабильности, отделенный от остальной России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подступы к бывшей прусской столице представляют собой опаленный пейзаж с ритмично раскачивающимися нефтяными насосами, и лишь лютеранский Собор напоминает о том, что Кенигсберг на протяжении столетий был сосредоточением Volkgeist или духа немецкого народа. У подножия Собора находится могила философа Канта, к которой часто приезжают немецкие туристы, неспособные узнать земли своих предков в обезличенных советских постройках этого города, сияющего неоновыми огнями магазинов, дискотек и баров.

'Запрещено подходить к ограждению и вести переговоры'. Это написанное красными буквами предупреждение на пограничном переезде между Литвой и Калининградом с советской злобой огрызается на пассажиров рейсового автобуса, въезжающего на территорию бывшего немецкого Кенигсберга. На берегу реки Неман, той самой, которую 24 июня 1812 года переходил внезапно напавший на русские земли Наполеон, коронованная двумя башенками арка приветствует всех, попадающих на территорию самого западного региона России.

Калининград, названный в честь революционера и одного из партийных руководителей Михаила Калинина, был возведен Советским Союзом на руинах бывшей столицы Восточной Пруссии, малой родины философа Иммануила Канта (Immanuel Kant), ставшей в 1871 году зародышем объединения Германии и переданной в 1945 году после Берлинской Конференции Советскому Союзу.

Продвигаясь потихоньку на Восток, ЕС окружила Калининград: сегодня этот самый западный регион России (1200 км от Москвы) оказался зажатым между Польшей и Литвой - двумя из десяти новых членов Европейского Союза, состоящего уже из 25 стран.

Проблема с транзитным перемещением российских граждан была временно решена в 2002 году после принятия соглашения об упрощении выдачи виз. Несмотря на то, что подобное временное разрешение на передвижение является бесплатным и выдается в обход консульских формальностей (калининградцы могут получить его на вокзалах или в аэропортах), оно все же представляет собой некое неудобство и кажется парадоксальным для русских, наблюдающих за тем, как их бывшие пограничники преграждают им путь, а любой европеец может спокойно, без визы разъезжать по прибалтийским республикам, которые в течение половины столетия (1944 - 1991) входили в состав СССР.

Именно так воспринимают нынешнюю ситуацию многие жители бывшего Тильзита (в 1946 году переименованного в Советск) - первого населенного пункта Калининградской области, в который попадаешь после переезда через границу. 'Виза выдается бесплатно и для ее получения достаточно заполнить формуляр, но раньше было удобнее', - говорит улыбчивая москвичка Нина, которая постоянно приезжает навещать своих родных, живущих в Советске.

Подступы к бывшей прусской столице представляют собой опаленный пейзаж с ритмично раскачивающимися нефтяными насосами, и лишь лютеранский Собор напоминает о том, что Кенигсберг на протяжении столетий был сосредоточением Volkgeist или духа немецкого народа. У подножия Собора находится могила философа Канта, к которой часто приезжают немецкие туристы, неспособные узнать земли своих предков в обезличенных советских постройках этого города, сияющего неоновыми огнями магазинов, дискотек и баров.

Оставив в стороне эстетические промахи, приходится отметить, что основными проблемами жителей Калининграда являются отсутствие рабочих мест и бедность, поразившая почти 25% населения анклава. К ним стоит добавить еще и серьезные проблемы, связанные с состоянием здоровья местных жителей: алкоголизм, загрязнение окружающей среды и СПИД.

У подножия памятника Ленину, который по-прежнему стоит в центре города, нищие и наркоманы кажутся живым свидетельством окаменения в России марксистской утопии. 'Когда бедные и богатые живут по соседству происходит зарождение различных форм пограничной преступности, нелегальная эмиграция и утечка мозгов, - говорит в интервью 'El Mundo' Виктор Романовский, возглавляющий департамент внешних отношений Калининграда. - Именно потому ЕС заинтересован в том, чтобы наш регион развивался быстро и эффективно'.

Анклав, превращенный в 1996 году в зону свободной торговли, освобожден от таможенных пошлин, что привело к увеличению иностранных инвестиций в калининградский регион, но вместе с тем и способствовало росту контрабандной торговли, прежде всего, иностранных машин, алкоголя и табачных изделий, попадающих в Россию из Литвы.

Подобная ситуация вынудила ЕС прийти к определенному соглашению с Москвой и усложнить порядок прохождения грузов через таможню для того чтобы сократить потери с российской стороны. 'Сегодня товары, приходящие в Калининград из Москвы оформляются так же и за ту же стоимость, что и те, которые направляются, к примеру, в Берлин. Это кажется невероятным, но это факт', - жалуется Романовский.