Москва, 5 мая 2004 года. Популярный лидер Грузии Михаил Саакашвили пошел ва-банк ради объединения своей глубоко расколотой страны, начав с ультиматума мятежной Аджарии вернуться под контроль центрального правительства.
Если г-ну Саакашвили не удастся его попытка заставить лидера Аджарии Аслана Абашидзе до 12 мая с.г. разоружить все незаконные милиционные формирования, тогда Грузия - близкий союзник Соединенных Штатов в войне с террором - может быть ввергнута во второй постсоветский цикл разорительных гражданских войн.
"Это для Саакашвили большой риск", - говорит заместитель директора государственного Института мировой экономики и международных отношений в Москве Геннадий Чуфрин. Из кучки грузинских сепаратистски настроенных провинций Аджария кажется наиболее чувствительной к давлению центрального правительства, говорит он, и поэтому она стала первой целью. Но "ситуация легко может выйти из-под контроля. У Саакашвили мало времени, чтобы выполнить свои обещания, а пройти ему предстоит очень долгий путь".
В телевизионном обращении в воскресенье г-н Саакашвили сказал, что г-н Абашидзе "должен восстановить нормальную правоохранительную деятельность в регионе и начать разоружаться, иначе "президенту Грузии придется воспользоваться своими конституционными правами и распустить местные органы управления, а также провести на территории Аджарии новые выборы".
Г-н Абашидзе в ответ объявил тревогу для "собранных с бору по сосенке" местных милиционных формирований, взорвал три железнодорожных и автомобильных моста, которые соединяли Аджарию с остальной Грузией, и предостерег, что использование против него военной силы может привести к "большому кровопролитию".
Россия, которая сохраняет вблизи столицы Аджарии Батуми крупную военную базу, давно симпатизирует г-ну Абашидзе, никем не избранному лидеру, который вот уже более десятилетия правит этим черноморским регионом с населением 300 тысяч человек, обыкновенно почти не прислушиваясь к грузинским властям в Тбилиси.
Специалисты говорят, что ни Россия, ни Соединенные Штаты, имеющие тесные отношения с получившим образование в Америке г-ном Саакашвили, не хотели бы, чтобы данное противостояние переросло в широкомасштабные боевые действия. Министерство иностранных дел России предостерегло относительно "катастрофических последствий", если данное противостояние закончится стрельбой, тогда как представитель по связям с общественностью государственного департамента США Ричард Бучер (Richard Boucher) призвал г-на Саакашвили использовать "политические и экономические инструменты" в его попытках привести к повиновению г-на Абашидзе.
"Никого не устраивает перерастание сложившейся ситуации в насильственную фазу", - говорит г-н Чуфрин. - Российские войска в Аджарии соблюдают строгий нейтралитет. Я не думаю, что Москва вмешается, даже тайно, в эту проблему".
На российской военной базе в Батуми дислоцированы около 3000 военнослужащих; она является также крупнейшим работодателем в регионе, поскольку многие из "военнослужащих" базы, как говорят, в действительности являются местными жителями, и только офицеры - из России. Остальная экономическая активность сосредоточена вокруг экспорта каспийской нефти через порт Батуми, второй по величине грузинский морской порт, и торговли потребительскими товарами с соседней Турцией.
Спор между Тбилиси и Аджарией вызревал долгие годы, но стал критически важным после того, как г-н Саакашвили в ноябре прошлого года сместил президента Эдуарда Шеварднадзе. Г-н Абашидзе, давнишний друг г-на Шеварднадзе, заявил, что смена власти была незаконной.
Прежние вспышки вражды удавалось гасить благодаря персональному вмешательству лидеров Грузии и Аджарии, а также посла США Ричарда Майлса (Richard Miles) и российских эмиссаров вроде мэра Москвы Юрия Лужкова.
В марте г-н Саакашвили посетил-таки Батуми - после того, как его первая попытка приехать туда была сорвана аджарскими милиционными формированиями - и заключил с г-ном Абашидзе сделку о разделении властных полномочий. С тех пор Тбилиси обвиняет г-на Абашидзе в неуважении этого соглашения.
Сотни жителей Батуми восторженно приветствовали г-на Саакашвили в марте, что дало надежду на примирение между преимущественно мусульманской Аджарией и христианской Грузией. Г-на Саакашвили приободрило также недавнее бегство в Тбилиси бывших союзников г-на Абашидзе, таких как аджарский магнат Александр Давитадзе и полковник милиции Анзор Думбадзе. В Аджарии, кроме того, прошли митинги в поддержку центрального правительства, последний из которых во вторник был разогнал милицией. Несмотря на эти признаки оппозиции, по-прежнему трудно оценить глубину поддержки г-на Абашидзе, предки которого правили Аджарией на протяжении многих веков.