5 мая 2004 года. Существует мрачная вероятность, что в будущем, когда люди станут вспоминать вторжение в Ирак, они будут говорить не о потерянных американских жизнях или о свержении жестокого диктатора. Наиболее стойким образом оккупации, возможно, будут фотографии ухмыляющихся американских солдат, которые пытают иракцев. Это такой результат, какого не хотел никто, хотя этим администрации Буша-младшего (George W. Bush) следовало бы озаботиться давным-давно и принять гораздо более решительные меры, чтобы этого не случилось. Сегодня все, что могут сделать президент и его высшие советники, это постараться "убрать грязь" и от имени страны выразить (иракцам) глубокие соболезнования. Пока что они не сделали ни того, ни другого.
К настоящему времени образы одетых в военную форму американских мужчин и женщин, с наслаждением подвергающих пленников жестокому обращению в той форме, которая наводит наибольший ужас на мусульман, запечатлелись в умах телезрителей во всем мире. Члены американского конгресса были более чем правы, когда вчера выражали тревогу за безопасность американских солдат. Сенаторы - члены комиссии по делам вооруженных сил, негодующие по причине того, что доклад о злоупотреблениях попал в Интернет прежде, чем на Капитолийский холм, были правы, когда выразили свое возмущение и потребовали проведения расследования.
Откровения из тюрьмы "Абу Граиб" (Abu Ghraib) требовали проявления смирения, принесения извинений потерпевшим, полного и публичного отчета о том, что произошло, и кто в этом виновен. Вместо этого администрация Буша-младшего начала один из своих, ставших ныне классическими, оборонительных маневров. Президент Буш-младший и его высшие советники назвали эти инциденты неправильной работой дюжины мужчин и женщин, хотя они знали - или должны были знать - что армия США проводит криминальные расследования более чем 20 разных инцидентов в Ираке и Афганистане, многие из которых закончились смертью пленников.
Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), настойчиво пытавшийся искать эвфемизмы для того, что всякий разумный человек называет пыткой, отверг идею, что правительство старается замять скандал, указывая на то, что военные еще в январе начали расследование первого дела, связанного с тюрьмой "Абу Граиб". Это правда, однако никаких подробностей не было опубликовано, хотя их было множество.
В последующие три с половиной месяца, несмотря на открытие шести уголовных расследований, Пентагон не стал отчитываться ни перед общественностью, ни перед конгрессом США. Ужасающему докладу, который был подготовлен министерством армии, был присвоен гриф "Секретно", хотя вчера г-ну Рамсфелду пришлось признать, что он не знает, почему так случилось. Г-н Рамсфелд сказал также, что он пока не закончил чтение доклада о тюрьме "Абу Граиб". В другой раз он попросту отмахнулся от жестокого обращения с пленниками, указав, что вещи такого рода случаются в системах, которые не являются "совершенными" - что заставляет вспомнить о том, как дорого обошлось его заявление о том, что прошлогодние грабежи в Багдаде представляют собой "беспорядки свободы".
При уже знакомом презрении администрации США к публичным разоблачениям, Пентагон отказывался направлять доклад в конгресс США, пока его к этому не принудили на прошлой неделе, после того, как сведения о докладе появились в одной статье в газете "The New Yorker". По-прежнему остаются без ответа многочисленные вопросы, в частности, по поводу того, что военные не сумели должным образом обучить тюремную охрану, а также по поводу роли военной разведки и частных подрядчиков в этих злоупотреблениях.
Администрация США реагирует таким образом на каждую неудачу и грубую ошибку в Ираке, энергично отрицая, что вообще что-то случилось, и продолжая упорно держаться за свои первоначальные планы даже тогда, когда стало очевидным, что международная поддержка оккупации устойчиво падает до своего нынешнего минимального уровня. Для того чтобы оправиться от самого последнего ужаса, потребуется нечто гораздо большее, чем просто утверждения, что все идет нормально.