В переговорном процессе по заключению мирного договора между Японией и РФ, основой которого является территориальной вопрос, не наблюдается никаких признаков улучшения ситуации даже после переизбрания В.В.Путина на второй президентский срок. Японское правительство приветствовало победу Президента В.В.Путина на выборах, считая ее первой ступенью к проявлению 'решимости лидера'. Однако позиция российской стороны, которая заключается в решении проблемы путем возвращения только двух островов, остается неизменной. Остается открытым вопрос о визите министра иностранных дел Японии Е.Кавагути в Россию и посещение Президентом В.В.Путиным Японии до конца этого года.
'Узнать истинные намерения Президента В.В.Путина после выборов и убедить его в необходимости более решительных действий - такова цель поездки в Москву'. Такие заявления были слышны в японском правительстве в преддверии встречи, охарактеризованной как 'переговоры на высшем уровне', между бывшим премьер-министром Е.Мори и Президентом В.В.Путиным.
Хотя Президент В.В.Путин и выразил стремление решать территориальный вопрос, он уклонился от четкого ответа относительно визита в Японию до конца года, что свидетельствует об отсутствии успеха на переговорах. В окружении премьер-министра Японии появились слухи о том, что 'у них есть некая достоверная информация о возможности визита', однако, ввиду того, что 'курс президента и МИД РФ остается неясным', переговорный процесс продвигается 'на ощупь'.
С другой стороны, на состоявшемся наряду со встречей Президента РФ В.В.Путина с Е.Мори первом заседании российско-японского 'совета мудрецов' обе стороны признали необходимость решения территориального вопроса. Однако, в отличие от позиции японской стороны, делающей акцент на территориальном вопросе, российская позиция заключается в необходимости укрепления взаимного доверия путем развития сотрудничества в областях торговли, культуры, науки и искусства. Таким образом, результат деятельности 'совета' совпал с итогами межправительственных переговоров - каждая сторона пытается отстоять свою точку зрения и представить в качестве приоритетной задачи либо решение территориальной проблемы, либо развитие экономического сотрудничества.
Такой застой в переговорном процессе связан, прежде всего, с внутренней ситуацией в обеих странах.
В России складывается следующая политическая обстановка: с одной стороны, победа В.В.Путина на выборах с 70% поддержкой избирателей укрепила основу его власти, но, с другой стороны, на выборах в Думу в декабре прошлого года победила ультраправая партия ЛДПР, выступающая против передачи островов Японии, и партия 'Родина', провозглашающая принципы национал-патриотизма. Подобная ситуация усиливает настрой общественного мнения России против передачи своей территории.
Вопреки этому японская сторона после 'дела депутата парламента Судзуки Мунэо', инициировавшего доктрину о частичном возвращении островов - сначала Хабомаи и Шикотан, резко изменила курс и усилила принципиальную позицию по возвращению всех четырех островов сразу. Отмечается, что в правительстве Японии существуют опасения относительно того, что, 'если принцип возвращения лишь двух островов будет основополагающим на переговорах, то Россия потребует дополнительных уступок, что в итоге не приведет к возвращению всех четырех островов'.
Предполагается, что во время предстоящего визита в Россию глава МИД Японии Е.Кавагути постарается прояснить позицию нового министра иностранных дел России С.Лаврова по территориальной проблеме. Однако программа визита Президента РФ в Японию и другие вопросы двустороннего характера по-прежнему будут напоминать политику 'перетягивания каната'.