Р. Джеймс Вулси, директор ЦРУ в период с 1993 по 1995 годы, является вице-президентом консультационной фирмы Booz Allen Hamilton, где он курирует вопросы национальной и международной безопасности
В одно прекрасное утро три недели назад на провод села птица. К сожалению, это был высоковольтный провод, протянутый до международного аэропорта в Лос-Анджелесе. В результате последовавшего отключения электричества около 100 рейсов были задержаны. Хотя подача электричества и была восстановлена через 10 секунд, средства связи и управления воздушным транспортом получили серьезные повреждения. На восстановление некоторых повреждений потребовалось несколько часов. Спустя час 40 задержанных самолетов с сотнями пассажиров на борту все еще кружили над аэродромом в ожидании посадки.
Подобная чувствительность к незначительным происшествиям является неотъемлемой чертой всех сложных, взаимосвязанных систем. Ученые даже придумали термин 'эффект бабочки', который используется для описания того, как небольшие события могут оказывать серьезное воздействие через сложные сети и системы и приводить к значительным, даже катастрофическим результатам. Своим названием термин обязан идее о том, что взмах крыльев бабочки в Бразилии может вызвать торнадо в Техасе.
Благодаря глобализации взаимосвязанные системы можно встретить везде и повсюду. Производство продуктов питания и перевод денежных средств, электросети и интернет, - все важнейшие элементы нашей инфраструктуры по всему миру соединены друг с другом. И такая взаимозависимость делает нас уязвимыми перед новыми угрозами, как непредумышленными, так и спланированными. Именно это поняли пассажиры в то выше упомянутое утро.
Одни угрозы возникают в результате непредумышленных последствий взаимозависимости. Назовем их злокачественными угрозами. Эти угрозы варьируются от птиц на проводах до значительно более зловещих и далеко идущих проблем. Например, принимая решение иметь меньше детей, европейцы не планируют наносить вред здоровью населения Африки. Однако проблемы стареющего населения Европы требуют привлечения значительного количества врачей из Африки, а это снижает возможности, благодаря которым африканцы могли бы противостоять СПИДу. Неравнодушие американцев к неэкономичным личным автомобилям может серьезно повредить озоновый слой и привести к повышению температуры на земном шаре. Повышение температуры уже приводит к таянию ледников и повышению уровня воды в мировом океане. Мы не имеем ничего против приморских курортов или стран, расположенных ниже уровня моря, таких как Бангладеш. Но в результате скачков температуры они могут оказаться затопленными.
И это еще не все. Взаимозависимые сети также сильно уязвимы перед запланированными диверсиями. Назовем их злонамеренными угрозами. В результате террористических актов 11 сентября погибли тысячи людей и были разрушены башни Всемирного торгового центра. Но этого мало. Сентябрьские теракты привели к сетевому сбою, затронувшему множество взаимозависимых систем. Выведя из строя узловую железнодорожную станцию и станцию метро, телефонные вышки и значительную часть финансовых учреждений в США, террористы использовали взаимозависимость этих систем для усиления последствий катастрофы, затруднив принятие ответных мер.
Мы можем уверять себя в том, что злокачественные угрозы являются долгосрочными проблемами, а злонамеренные угрозы - проблемами, не терпящими отлагательства. Однако это различие ошибочно. Мы не можем выбирать между первыми и вторыми. Все они могут привести к катастрофическим последствиям. Первые могут усиливать воздействие вторых, преднамеренно или случайно.
Падение нескольких деревьев на высоковольтную линию в Огайо привело летом прошлого года к отключению подачи электроэнергии на восточном побережье - налицо воздействие злокачественной угрозы. Хакер-злодей усилил ее воздействие. В день отключения электроэнергии компьютерный вирус Blaster Worm заразил оборудование, используемое для управления энергосетью, нанеся ему значительный ущерб. Атака вируса, быть может, снизила возможности оборудования снизить масштабы злокачественного воздействия. Однако сам хакер и не планировал причинить такой ущерб.
Теперь представьте, что террористы нанесли бы удар во время отключения подачи энергии в Нью-Йорке, когда на улицах и в домах нет света, а больницы используют запасные генераторы. Ряд высокопоставленных членов Аль-Каиды имеет инженерное и техническое образование. Как они уже доказали 11 сентября, они хорошо понимают уязвимость наших взаимозависимых систем перед злокачественными и злонамеренными воздействиями, и они знают, как максимально использовать их на практике.
Анализ обоих типов угроз позволяет выработать лучшее решение, нежели рассмотрение каждой из угроз в отдельности.
Возьмем энергосистему. Создание стабильных дублирующих систем позволит сократить ущерб, будь то от птицы, дерева или террориста. Внедрение 'распределительной системы производства электроэнергии' (большое количество небольших генераторов, связанных с важными элементами нашей инфраструктуры, как альтернатива использованию крупных электростанций) является одним из способов минимизации негативных последствий и не позволит террористам полностью парализовать нашу энергосистему. Создание складов запасных элементов, таких как модульные трансформаторы, которые смогли бы временно заменить трансформаторы на высоких (и уязвимых) мачтах ЛЭП, также позволит увеличить стабильность. Принимая во внимание возможное воздействие угроз обоих типов, мы должны рассредоточить запасное оборудование, чтобы склады трансформаторов не стали привлекательной целью для террористов.
Для обеспечения реальной безопасности в США должны быть созданы стабильные дублирующие системы в целом ряде основных элементов инфраструктуры. Поскольку частные предприятия владеют 85% всей инфраструктуры, потребуется создать еще одну сеть - между государственным и частным секторами. Например, государственные и частные больницы уже работают в тесном контакте с фармацевтическими компаниями и службами национальной безопасности по вопросам раннего обнаружения болезней, возникших естественным путем (таких как атипичная пневмония - SARS), и фактов биотеррористических атак.
Мы не сможем предотвратить все угрозы, но, если частные предприятия и государство будут сотрудничать при проведении анализа и разработки защитных мер, мы сможем сделать последствия таких угроз менее катастрофическими. И это будет заметным продвижением вперед.