Еще совсем недавно глава правления нефтяного гиганта ВР лорд Браун (Browne) с похвалой отзывался о присутствии своего концерна в России, говорил об этом как о 'великолепной сделке'. Мол, совместное предприятие ТНК-ВР стоимостью 15 млрд. долларов США работает отлично. Россия-де для ВР - двигатель роста. 'Эксперимент по созданию совместного предприятия, в котором акции поделены поровну между двумя его участниками, удался', - ликовал Браун. ВР собирался инвестировать в России в течение пяти лет, по меньшей мере, четыре миллиарда долларов США.
Ситуация резко изменилась: российский партнер ВР неожиданно выдвинул к концерну требования в сумме нескольких миллиардов долларов. Кое-кто в британском концерне уже вспоминает девяностые годы, когда ВР был в России хладнокровно экспроприирован.
Два российских промышленных холдинга 'Альфа-групп' и 'Access/Renova', которым принадлежит ТНК, потребовали от британцев 3,75 млрд. долларов США - и немедленно. Эта сумма представляла собой цену британцев за приобретение доли ТНК. Первоначально была договоренность, что данная сумма будет выплачена в период до 2007 года в три этапа в виде акций концерна ВР. Согласно этой договоренности, первая выплата в сумме 1,25 млрд. долларов США, должна была состояться в конце августа. Однако глава ТНК Михаил Фридман намерен нарушить эту договоренность и получить деньги немедленно.
Фридман, глава 'Альфа-групп', одного из самых крупны индустриальных конгломератов в России, считается крупным предпринимателем, имеющим хорошие связи в Кремле. Его бывший сотрудник Владислав Сурков является заместителем главы президентской администрации. Иными словами, Фридман может использовать в споре с ВР нужные политические рычаги.
Фридман - один из богатейших людей страны - намерен, очевидно, направить миллиарды в другие сферы бизнеса. Олигарх находит большое удовольствие в бизнесе в секторе телекоммуникаций. Ему принадлежит компания 'Вымпелком', занимающая второе место на рынке мобильной связи. Кроме того, в его руках блокирующий пакет акций компании 'Мегафон', занимающей на рынке третье место. Его партнер по бизнесу Леонид Блаватник приобрел недавно у американского миллиардера Джорджа Сороса (George Soros) за 625 млн. долларов США блокирующий пакет акций компании 'Связьинвест', крупнейшего в стране оператора проводной связи, где доминирует государство. Сорос, заплативший в 1997 году за пакет акций компании 'Связьинвест' 1,875 млрд. долларов США, назвал позднее свое приобретение, после осложнений с Кремлем, 'самой плохой сделкой в своей жизни'.
Еще одна причина, почему Фридман пытается получить нефтемиллиарды: с той поры, как конкурент ЮКОС, крупнейший нефтяной концерн страны, попал на прицел налоговой инспекции, в отрасли стало неспокойно. Каждый задается вопросом: кто следующий? Что касается ВР, то теперь гадают, какой информацией располагает Фридман, чтобы желать иметь нефтедоллары на своих счетах уже сегодня, а не завтра.
То, что с ЮКОСом история еще далеко не завершена, и что за ним могут последовать и другие концерны, дал недавно более чем ясно понять министр финансов Алексей Кудрин. 'Требования к ЮКОСу это только начало', - сказал он корреспонденту одной московской газеты. Действительно, налоговые органы требуют от ЮКОСа доплату налогов только за 2000 год в размере 3,5 млрд. долларов США. Ожидают, что не меньшие суммы придется уплатить также за 2001 и 2002 годы.
Таким образом, концерн, получающий по итогам текущей работы рекордные прибыли, находится на грани банкротства. Уловки с налогами, к которым прибегал ЮКОС, государство в прошлом терпело, и они были в нефтяной отрасли обычным делом. Компания ТНК-ВР уже приняла меры, чтобы избежать нападок со стороны налоговой инспекции. Совместное предприятие было зарегистрировано вопреки тому, что планировалось, не в налоговом оазисе на Виргинских островах, а в Сибири.