Скандал, связанный с пытками и злоупотреблениями, может стать для администрации Буша внешнеполитическим крахом, поскольку никогда раньше своего столь однозначного подтверждения не находило одно из самых худших подозрений: при администрации Буша (Bush) происходит девальвация Америки.
Когда президент Буш смотрит из окна Белого дома, то оказывается в окружении икон американской государственной религии: памятников отцам-основателям Америки, колыбелей демократии, триптихов американской уверенности.
Вдохновят ли теперь Буша Линкольн (Lincoln), Джефферсон (Jefferson), Вашингтон (Washington) или Рузвельт (Roosevelt), почти все равно. Американские государственные святые обращаются всегда с одним и тем же посланием: именно США как молодая нация, свободная от груза развивавшегося на протяжении столетий общества, были призваны обеспечить прекрасное сосуществование граждан.
Единство, свобода, либерализм, демократия - основы открытого и мирного общества лучше всего закладывать здесь, в США, в обетованной стране бесправных.
Гражданский и религиозный заряд государства и его институтов
Америка пропагандировала не только свои великие ценности свободы, она всегда выступала с претензиями на то, чтобы нести свои ценности по всем миру. Гражданско-религиозный заряд государства и его институтов должен не только притягивать людей - перед страной стоит, своего рода, миссионерская задача.
США как экспортер демократии, образец свободы и справедливости - справедливости, которая, несмотря на все эксцессы и отклонения, каждый раз заставляла удивляться.
Из этого понимания государства произошло понятие об американской неповторимости и особенности, которыми, как представляет всем эта страна, она обладает. Когда администрация Клинтона (Clinton) рассматривает США в качестве маяка для всего мира, когда Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) утверждает, что американцы видят дальше, поскольку они выше стоят, тогда немцев, у которых с национальным пафосом дело обстоит не лучшим образом, берет озноб.
Утрачено больше авторитета, чем за все месяцы войны
Если американизм не в большом почете всегда, то эти слова вообще можно считать доказательством заносчивости и надменности. Когда же за словами следуют дела администрации Буша, когда господствующая в Вашингтоне школа мышления предпочитает серым тонам черно-белые и охотнее обращается к моральным поучениям, чем к трудному поиску компромиссов, тогда недовольство трансформируется в чистый антиамериканизм.
И это тоже должен видеть Буш, когда смотрит в эти дни на мир из Белого дома. Реакция на картины пыток в Ираке ужасная. Возмущение не наигранное, США, возможно, потеряли в эти дни больше авторитета и, тем самым, влияния, чем за все месяцы войны.
Повинны в этом не отдельные солдаты-садисты и наемники. Это нельзя приписать и обманутому военному руководству, чьи методы допросов вышли из-под контроля.
Поэтому скандал, связанный с пытками и злоупотреблениями, может стать крахом для администрации Буша, поскольку никогда раньше своего столь однозначного подтверждения не находило одно из самых худших подозрений: при администрации Буша происходит девальвация Америки
Америка лицемерна в своих претензиях на мораль, которую больше не в состоянии соблюдать сама страна. Это подозрение существует со дня выборов в 2000 году, когда Буш вырвал власть с помощью сомнительных средств.
И это подозрение подпитывали все принципиальные политические решения и директивы администрации, с помощью которых она, конечно, показывала свою мощь и непобедимость, но не свою ведущую силу по части морали.
Полное отречение от принципов права
Вряд ли еще может удивлять то, что отречение от принципов права находит теперь такое повторение в истории, связанной с обращением с пленными. То, на что не один год жалуются в Гуантанамо и то, что теперь стало предметом внимания высшего суда в Вашингтоне, разыгрывается и в камерах тюрьмы Абу-Гариб.
Перед высшим судом администрация приводила аргументы, что, мол, президент в военное время может сажать в тюрьмы врагов государства без какого-либо обоснования, не прибегая к инструментам правового государства.
Это та вседозволенность, то полное отречение от принципов права, которые запечатлела теперь видеокамера в багдадской тюрьме - беззаконие, к которому администрация Буша стремится, со всей очевидностью, сознательно.
Сама администрация, конечно, избегает всякой ответственности за свои политические дела, избегает демократической системы контроля или обходит ее. Именно администрация Буша укрепляет свою власть и обходит законы, пользуясь страхом людей перед террором.
Конгресс лишен своих контрольных функцийс помощью дубинки в виде террора
Администрация целенаправленно с помощью большинства в Конгрессе политизировала суды. Она лишила Конгресс с помощью дубинки в образе террора его власти и контрольных функций. Даже вопросы ведения войны, являющиеся чистой прерогативой государства, оказались в руках частных предпринимателей, выйдя, таким образом, из-под контроля.
Администрация Буша освобождает себя от соблюдения законов и от ответственности, она избегает контроля и боится баланса, она создает климат беззакония, в условиях которого могут процветать эксцессы, подобные тем, что произошли в Абу-Гарибе. Цена этого очень высока: Америка теряет не только свой авторитет и убедительность, страна утрачивает свои ценности.