Зверства американских следователей и охранников в тюрьме Абу-Граиб и на других объектах в Ираке и Афганистане, охраняемых американскими войсками, в определенной степени вызваны политическими решениями и публичными заявлениями министра обороны Дональда Рамсфелда. Более двух лет назад он решил пересмотреть прежние правила обращения войск США с задержанными в других странах.
Под его началом Пентагон постановил, что Соединенные Штаты больше не обязаны выполнять Женевские конвенции, что армейские правила, касающиеся допроса заключенных, не будут соблюдаться, и что узники будут содержаться в одиночном заключении без каких-либо механизмов независимого рассмотрения дела. Случаи злоупотребления можно обнаружить в любой тюремной системе. Но решения Рамсфелда способствовали созданию режима беззаконий, при котором заключенных в Ираке и Афганистане унижали, избивали, пытали и убивали, и до недавнего времени виновных не призывали к ответу.
Начало беззакониям было положено в январе 2002 года, когда Рамсфелд публично заявил, что к сотням людей, задержанным американскими войсками и их союзниками в Афганистане, Женевские конвенции неприменимы. Он был не прав: все люди, арестованные в военной зоне, по конвенции имеют право как минимум на формальное слушание, призванное определить, являются ли они военнопленными или незаконными боевиками. Подобных слушаний не было, зато министр дал понять, что теперь США будет соблюдать конвенцию по своему желанию. По его словам, 'большей частью' обращение с заключенными будет основываться на конвенции 'в разумных пределах'. К тому же, по мнению Рамсфелда, она уже устарела.
Министр обороны был прав в одном - захваченные члены Аль-Каиды действительно могли быть лишены всех гарантий Женевских конвенций (после проведения необходимых слушаний), более того, во многих случаях подобные меры были необходимы, чтобы получить жизненно важную развединформацию или помешать террористам связаться с сообщниками за границей. Однако если США были вынуждены прибегнуть к таким исключительным мерам, обязанностью Рамсфелда было утвердить порядок их применения, чтобы обеспечить соблюдение международной конвенции против пыток и то, что эти меры используются лишь в самых необходимых случаях. Подобными гарантиями могли служить внешние проверки и независимые рассмотрения дел. Вместо этого Рамсфелд позволил применять данные меры без разбора и поставил гуманное обращение с заключенными в зависимость от доброй воли американских военных.
Многое из того, что происходило на базе США Гуантанамо Бэй, окутано тайной. Однако в одном официальном армейском докладе говорится, что в лагере была введена система, по которой охранники 'создавали условия' для работы следователей. Автор доклада, генерал-майор Антонио Тагуба указывает, что тот же принцип был позже применен на авиабазе Баграм в Афганистане и в тюрьме Абу-Граиб в Ираке, несмотря на то, что армейский устав запрещает охранникам участвовать в допросах.
Доклад Тагубы и сообщения правозащитников доказывают, что при Рамсфелде система содержания заключенных за границей оказалась настолько искаженной, что военная полиция мучила и пытала задержанных по указанию гражданских подрядчиков или офицеров разведки, не входящих в военную вертикаль власти. И не в 'исключительных' случаях, как заявил министр во вторник, а регулярно. Более того, охранники даже прятали людей, задержанных ЦРУ, от сотрудников Международного Комитета Красного Креста. Тем временем пренебрежение, выказанное Рамсфелдом Женевским конвенциям, просочилось в нижние эшелоны: по сообщению Тагубы, охранники в Абу-Граиб не были ознакомлены с содержанием документов, и в тюрьме не было ни одного экземпляра конвенций.
Зверства, которые нанесли такой ущерб миссии США в Ираке, могли были быть предотвращены, если бы Рамсфелд отреагировал на предыдущие сообщения о нарушениях. Вместо этого он публично отрицал или преуменьшал подобные донесения. Он и его подчиненные игнорировали подробные доклады признанных правозащитных организаций о преступной деятельности в американских тюрьмах в Афганистане и отказались открыть доступ на эти объекты и отвечать на большую часть вопросов. В декабре 2002 года два арестованных афганца умерли при странных обстоятельствах. Медицинские эксперты постановили, что это было убийство. Однако Пентагон заявил о расследовании инцидента только после того, как эта история появилась в газете 'Нью-Йорк Таймс'. Результаты расследования до сих пор неизвестны. Точно также Рамсфелд отказывался полностью признать происходящее в Абу-Граибе, пока фотографии из тюрьмы не попали в СМИ. Только во вторник его ведомство сообщило, что в американских тюрьмах в Ираке и Афганистане умерло 25 заключенных. Наказания за эти смерти не понес никто, лишь одного солдата отправили в отставку с лишением прав и привилегий.
В понедельник представитель Рамсфелда заявил, что министр не читал доклад генерала Тагубы, опубликованный в начале марта. Вчера в телевизионном интервью Рамсфелд сообщил, что до сих пор не дочитал его. Он вновь высказал мнение, что Женевские конвенции не должны 'применяться строго', а служат лишь 'основными правилами' обращения с заключенными. Министр стоит на своем: США не должны соблюдать международное законодательство, а преступления, о которых сообщает Тагуба, для него не приоритет. Подобное отношение подрывает соблюдение элементарных прав человека американскими войсками и ставит под сомнение способность нашей страны выиграть войну против террора.