Предубеждения в арабском мире по поводу ближневосточной политики США в ходе интервенции в Ирак оказались не только правильными. Они даже превзошли себя. После сцен унижений в бывших пыточных камерах Саддама (Saddam) в тюрьме Абу-Гариб любая надуманная теория о существовании заговора может быть опровергнута этими кадрами. Если рассматривать ситуацию с данной точки зрения, то впредь везде между Каиром и Фаллуджей будут говорить так: американская ближневосточная миссия несет арабам вместо уважения одно презрение, не говоря уже о демократии или правах человека.
Сначала оккупанты под руководством некомпетентного 'вице-короля' Пола Бремера (Paul Bremer) утратили политическое доверие иракцев. Теперь администрация Буша потеряла контроль над 'имиджем', над тем как преподносится война. Сегодня на постаменте свергнутого Саддама Хусейна (Hussein) стоит фигура перенесшего пытки иракца - в капюшоне и в ожидании электрошока. Большего ущерба проекту демократизации нельзя было и придумать.
Того, кто изучает историю в целом и колониализм в частности, не удивит то, что происходит в тюрьмах Ирака и Афганистана. Испытывая зачастую опасный для жизни стресс, отдельные солдаты реагируют всегда в условиях оккупации именно так, как это произошло в Абу-Гариб с мужчинами и женщинами в униформе. Когда Джордж Буш (George Bush) называет теперь злоупотребления в отношении пленных 'неамериканскими', тем самым, он подтверждает то высокомерие, которое стало сейчас одной из причин вскрытых проступков: американцы, мол, другие. Как раз нет! Виновны не только военные полицейские, сотрудники спецслужб и частных охранных агентств, работающих в тюрьмах военной коалиции. Повинны в этом, прежде всего, те, кто рекламировал перед ООН 'исключительность', необычность освободительной миссии США в Ираке, но потом отказал исполнительным органам в средствах для претворения особенности своей сомнительной миссии в жизнь.
Дело в том, что тот, кто перекладывает задачи послевоенного устройства на плечи измотанных солдат и наемников, сознает возможность нарушения правил гуманизма. Тот, кто ставит прецедентами в Гуантанамо под вопрос законность для США Женевской конвенции, дает по цепочке сверху вниз, до самой 372-й роты военной полиции, сигнал, что цели администрации Буша оправдывают средства.
Злоупотребления могли быть исключением, как сообщает даже один из иракцев, подвергавшихся пыткам. Но причины их имеют 'системный характер'. Это признается даже в докладе Пентагона, подготовленном для внутреннего пользования. По поводу этой системности будут проведены дебаты и парламентское расследование. Отдельные люди и институты будут отрицать свою вину, будут пытаться снять ее с себя. Однако, в конечном счете, в США полагаются на контроль со стороны Конгресса и критически настроенной общественности. Но, к сожалению, также и на отрицание любой самокритики со стороны администрации Буша. 'В любой другой стране, - сказал обозреватель Ричард Коэн (Richard Cohen) после слушаний по поводу упущений в борьбе против терроризма, - некоторые члены правительства ушли бы от стыда в отставку. В этой стране они от своего чванства еще ни разу не отказывались'.
Там, где на Ближнем Востоке был бы нужен сигнал нового начала, Белый дом планирует минимизацию ущерба в форме очередной PR-кампании, носящей поверхностный характер. Однако слову 'извините', произнесенному советником по национальной безопасности Кондолизой Райс (Condoleezza Rice) в интервью телекомпании 'Al Dschasira', и запоздалому выступлению президента по каналу 'Al Arabiya' противостоит все такое же высокомерие. Если военное и гражданское руководство Пентагона еще на этой неделе признает перед журналистами, что оно не читало доклад о случаях смерти и пыток в иракских тюрьмах, то это не только очередной скандал, но и насмешка над людьми, подвергавшимися пыткам.
И вместо того, чтобы заставить независимых экспертов в области права определить серую зону между антитеррорстической борьбой и борьбой против сопротивления, Вашингтон теперь переводит в Ирак именно генерал-майора из Гуантанамо, по советам которого там в ноябре приступили к практике пыток пленных. Какой сигнал!
Подобное отношение к пыткам наносит ущерб любой будущей ближневосточной политике. По меньшей мере, в такой же степени, что и неправильные решения иракских оккупационных властей или же поддержка президентом Буша правительства Шарона (Scharon), что подвергли критике 52 бывших дипломата США. Однако альтернативы трансатлантическому сотрудничеству с США в регионе не существует. Тем более срочно обязан обрести свой голос в ближневосточном квартете и за его рамками ЕС, если он не намерен нести все последующие годы бремя наследия администрации Буша.