Когда бы Игорь Иванов не появлялся на сцене, это слабеющим правителям на Кавказе не обещает ничего хорошего. Еще в ноябре прошлого года Иванов в качестве российского министра иностранных дел убедил президента Эдуарда Шеварднадзе уйти добровольно в отставку. Позавчера он в качестве секретаря Совета безопасности, органа, не имеющего серьезного значения, появился уже в Аджарии, организовав там уход со сцены строптивого удельного князя Аслана Абашидзе. В итоге он забрал его с собой в московскую ссылку.
Во время полета у пассажиров были все основания для печали. Дело в том, что уход Абашидзе означает также лебединую песню России в качестве гегемона в Закавказье. Он может стать даже увертюрой к распаду в ближайшие десятилетия российской державы.
Обе отставки идут вразрез с интересами Москвы. Тем не менее, Иванов действовал по указанию Кремля, который прячет за своей ролью третейского судьи слабость и отсутствие какой-либо концепции. Будто речь для Москвы идет всего лишь о добром имени на международной арене, и ни в коей мере - о власти и влиянии. Заблуждаться на этот счет не следует.
Россия плохо знает самое себя, что нередко приводит к тому, что она переоценивает свои силы. Тем не менее, на Кавказе песенка Москвы спета. За 'революцией роз' президента Саакашвили последовала реализация ясной стратегии, направленной на внутреннюю консолидацию Грузии. Подобное могло бы вскоре повториться в Армении, являющейся последним верным союзником Москвы в регионе.
Отступление из бывших колоний, организованное с помощью Кремля, ведет к дальнейшей изоляции России и наглядно показывает, что Москва считает своими союзниками только слабые государства и авторитарные режимы. Там, где слово за демократией, у России шанса нет. Но и в тех государствах регенты после событий в Батуми могут изменить свои взгляды, подумав, а какая польза от союзника, который в случае кризиса не может предложить ничего иного, кроме как забрать свергнутого вельможу с собой и поселить его на даче под Москвой.