МОСКВА. - В пятницу состоится инаугурация президента России Владимира Путина, переизбранного на второй четырехлетний срок. Во время первого срока главной целью Путина было восстановление политической и экономической стабильности. Второй срок будет связан с институционализацией этой стабильности, а также дальнейшим укреплением государства на благо всех россиян.
Следует ожидать, что за ближайшие четыре года Путин также попытается создать долгосрочное наследие на будущее. Впрочем, как ему предстоит выяснить, выстроить прочное наследие - задача потруднее, чем стабилизировать Россию.
На первый взгляд главные достижения путинского первого срока можно назвать просто выдающимися. Россия оправилась от хаоса, вызванного финансовым кризисом августа 1998 г., и уже четыре года демонстрирует солидный макроэкономический рост. Восстановлен централизованный контроль, позволяющий обуздать непослушные регионы. Российским сверхбогачам - 'олигархам' - пришлось осознать, что экономика страны не находится в их полном распоряжении. Противостояние между парламентом и Кремлем - отличительная черта эпохи Бориса Ельцина - сегодня ушло в прошлое. На международной арене Россия, хотя и далека от прежнего могущества советских времен, считается серьезным и надежным партнером.
Однако, если приглядеться повнимательнее, многие из этих достижений выглядят непрочными, а в некоторых случаях - и результатом случайного стечения обстоятельств.
Россия остается заложником мировых цен на сырье, особенно нефть. Движущая сила блестящих экономических успехов России, достигнутых за последние, годы находится не в Кремле. Лишь поистине геркулесовские усилия по диверсификации российской экономики и преодолению ее зависимости от экспорта сырья способны обеспечить долгосрочный экономический рост.
Обуздание регионов гарантирует Москве административный контроль над страной, но оно не сопровождалось серьезными попытками решить важный вопрос об экономическом развитии по всей стране, а не только в пределах горстки богатых городов - особенно Москвы - купающихся в океане 'горячих' денег.
Задача диверсификации экономики во время путинского второго срока означает и реализацию гигантского экономического потенциала регионов на всем пространстве огромной России. Политический контроль над регионами мало что дает, если большая часть населения живет в нищете.
Наиболее заметным политическим событием первого срока Путина стало наступление на олигархов. Его самым известным проявлением является 'атака' на 'ЮКОС' - крупнейшую частную компанию страны - и ее главных акционеров. Это наступление еще не закончилось - вполне вероятно, что и во время второго срока оно будет продолжаться еще долго. Хотя Кремль изо всех сил пытается доказать, что не намерен пересматривать итоги хаотичной приватизации 1990х гг., он одновременно намекает, что возвращение государству его прежней собственности за счет налогообложения и/или уплаты налогов акциями корпораций - дело вполне возможное.
Независимо от того, каким образом Путин намерен решать вопрос о том, 'кто чем владеет' в России, в течение его второго срока правовая позиция государства в отношении частной собственности должна обрести не меньшую прозрачность, чем бухгалтерская отчетность частных компаний. В принципе, ликвидация или существенное сокращение влияния олигархов в экономике России - идея хорошая. В недавнем докладе Всемирного банка четко доказано, что олигархия неэффективна и способна поставить под угрозу долгосрочный экономический рост. Однако, если ликвидация олигархии не будет сопровождаться четким осознанием прав собственника, стране не выйти из порочного круга 'экспроприации экспроприаторов'.
За годы первого срока Путина на российской политической арене произошли существенные изменения. Сегодня серьезная оппозиция путинскому Кремлю практически отсутствует. И хотя многие поспешили обвинить Путина в антидемократизме (из-за манипуляции СМИ и тактике по принципу 'разделяй и властвуй' в отношении партий, не связанных с Кремлем), мало кто из оппонентов Путина признал собственную некомпетентность и понял, что их программы просто неинтересны российским избирателям.
Каждый политик стремится к победе, но в 2008 г. Путин может покинуть свой пост с репутацией человека, чья победа пошла на пользу всем россиянам, если он поможет удовлетворить давнюю потребность - способствовать созданию двух сильных и независимых политических партий. В данный момент угодливое большинство в парламенте необходимо - оно обеспечит прохождение реформаторских программ Путина - но если и в долгосрочной перспективе повестка дня законодательного органа будет определяться прокремлевским 'свехбольшинством' - это способно подорвать сам смысл демократии в стране с реформированной и более справедливой экономикой.
Важным элементом путинской программы политико-экономической стабилизации в ходе первого срока являлось частичное восстановление былого престижа России на мировой арене. Заслуга Путина состоит в том, что он решил вернуть России статус великой державы за счет экономического развития и торговли, а не агрессивных и чрезвычайно дорогостоящих военных авантюр. Однако, главное, что Путину предстоит сделать, чтобы улучшить имидж своей страны в мире - это положить конец внутрироссийской трагедии под названием 'Чечня'.
Помимо того, о чем мы упомянули выше, Путину в ближайшие четыре года придется решать массу других проблем. Вот лишь несколько из них - коррупция в государственном аппарате, здравоохранение, износ инфраструктуры, военная, пенсионная и банковская реформы.
Путину вполне по силам оставить после себя важное наследие, радикально меняющее облик России. Однако, чтобы создать такое наследие, он не сможет ограничиться непрочными и случайными достижениями, характерными для первого срока. Теперь ему придется принимать трудные решения куда большего масштаба, чем простое установление политической и экономической стабильности.