МОСКВА. - Президент Грузии Михаил Саакашвили в четверг дал обещание развить свою победу над лидером-сепаратистом республики Аджария и восстановить контроль над двумя другими автономными республиками Грузии, которые в 1990-х гг. де-факто обрели независимость.
На рассвете Саакашвили прилетел в столицу Аджарии Батуми, чтобы взять в свои руки руководство над этой западной республикой после долгого правления Аслана Абашидзе, через несколько часов после того, как последний отправился в изгнание в Россию. Новый молодой президент Грузии и его спецназовцы рыскали по дворцу Абашидзе на берегу Черного моря, а тысячи людей на улицах Батуми приветствовали окончание эпохи изоляции и деспотичного правления.
Прошлой осенью Саакашвили, в результате мирного восстания, прозванного "Революцией роз", вынудил уйти в отставку президента Эдуарда Шеварднадзе, много лет возглавлявшего Грузию, а затем сменил его на этом посту, получив 96 % голосов на президентских выборах. Он считает воссоединение Грузии своей главной задачей на посту президента.
Но две другие непокорные республики, Абхазия и Южная Осетия, могут оказаться более серьезными противниками. В отличие от Аджарии, они провозгласили независимость в ходе гражданских войн 1990-ых годов. Они подчеркивают свое отличие от грузинского народа в этническом плане, и обладают собственными вооруженными силами.
"Мы должны начать переговоры, серьезные мирные переговоры о воссоединении страны, с Абхазией и Южной Осетией, "- заявил Саакашвили перед телекамерами в аэропорту Батуми. "В Аджарии мы доказали, что можно действовать решительно, но мирным путем."
В других случаях он вел себя более провокационно. Обращаясь к толпе из окна бывшего кабинета Абашидзе, он, по сообщению российское информационного агентства 'Интерфакс', заявил: "Я уверен - скоро мы будем в Абхазии и объединим нас всех. " А информационное агентство 'Reuters' приводит и такие его слова: - "Со временем мы будем и в Сухуми" (столице Абхазии).
В Сухуми это вызвало воинственную реакцию. "Попытка грузинской администрации экспортировать Революцию роз в Абхазию, как это было сделано в Аджарии, обречена на неудачу " - заявил в интервью 'Интерфаксу' министр обороны Абхазии Вячеслав Эшба.
Министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили в четверг прилетела в Москву, чтобы поблагодарить российское руководство за помощь и убедить их оказать содействие и в разрешении ситуации с Абхазией. "Я намекнула, что для них это было бы шагом в правильном направлении после всего, что они там натворили," - заявила она в интервью.
Перейдя к абхазской теме, министр иностранных дел заявила, что новое правительство Грузии не хочет спровоцировать конфликт, но добавила, что урегулирование этой проблемы имеет критическое значение для восстановления страны. "Это необходимо, так как мы не можем жить с подобными "замороженными конфликтами", - сказала она.
В Аджарии мирная развязка кризиса, который поставил Грузию на грань новой гражданской войны, наступила в четверг, вскоре после 2 часов утра, когда Абашидзе бежал из республики в сопровождении российского посредника Игоря Иванова. Прошлой осенью Игорь Иванов, секретарь Совета безопасности России, также служил посредником на переговорах об уходе Шеварднадзе.
Цотне Бакурия, один из главных союзников Абашидзе сообщил, что поддерживал с аджарским лидером связь по телефону до того момента, как тот покинул Батуми. "Я думаю, ситуация вплотную приблизилась к гражданской войне," - заявил Бакурия в Вашингтоне, куда он был отправлен, чтобы лоббировать точку зрения Аджарии.
Услышав сообщения о вторжении на территорию республики 2 500 грузинских солдат при поддержке танков, Абашидзе, по словам Бакурия, пришел к выводу, что Саакашвили вступил на "путь войны, и другую сторону уже ничто не остановит."
В том же убеждал его и Иванов, отметил Бакурия. "Он прибыл, чтобы сказать г-ну Абашидзе, что грузинское правительство собирается пойти на крайние меры - так что нам остается или начать сражаться, или отказаться от борьбы." Ни Абашидзе, ни Иванов не сообщали публично о ходе своих переговоров.
Бакурия заявил, что планирует остаться в Вашингтоне, чтобы организовать "лояльную оппозицию" Саакашвили. "Мы не можем смириться с единоличной властью в Грузии, а именно так обстоит дело сегодня," - сказал он.
Празднуя победу в Аджарии, Саакашвили пообещал в следующем месяце провести там выборы. Охрана дворца Абашидзе разбежалась без сопротивления, ограничившись оглушительным залпом в воздух из 'Калашниковых', и, судя по сообщениям, торжества в Сухуми, где предрассветное небо озарилось фейерверками, а демонстранты размахивали грузинскими флагами, не сопровождались серьезными проявлениями насилия.
Многие умилялись, что провидение выбрало для второй грузинской революции именно этот день. На четверг пришелся день Cвятого Георгия - покровителя Грузии. Этот праздник отмечается два раза в году, причем в последний раз это случилось в ноябре, в тот самый день, когда первая революция завершилась свержением Шеварднадзе.
"Я - человек не суеверный," - заявил Саакашвили корреспонденту российского телеканала НТВ,- "но склонен доверять некоторым предзнаменованиям".
Аджария, республика с преобладающим мусульманским населением - тогда как большинство жителей остальных районов Грузии исповедуют христианство - официально не провозглашала независимости, но отказывалась платить правительству Грузии налоги и передать ему право взимать таможенные пошлины, собираемые с нефти экспортируемой через порт Батуми. Абашидзе имел собственную армию, и в воскресенье резко усилил накал противостояния, взорвав три главных моста, соединяющих Аджарию с остальной территорией Грузии.
Как заявила министр иностранных дел Грузии Зурабишвили, именно это стало его роковой ошибкой, поскольку тем самым он продемонстрировал всему миру, что не желает переговоров. "Он первым начал боевые действия, - сказала она. - Диалог был сорван по его инициативе".