Москва и Вашингтон бдительно следят за региональным конфликтом в Грузии. Обе стороны активно проявляют себя в этой кавказской республике, стремясь увеличить свое влияние на правительство в Тбилиси.
Запад намерен использовать эту небольшую горную страну в качестве коридора для транспортировки энергоносителей из районов Каспийского моря, Кремль же пытается предотвратить это. С помощью военных и денег Россия поддерживает мятежные грузинские республики Абхазию и Южную Осетию. США, в свою очередь, еще во времена Шеварднадзе направляли в Грузию военных советников, дабы подорвать доминацию русских.
Еще и сегодня российские внешнеполитические деятели рассматривают как поражение тот факт, что 18 сентября 2002 г. был заложен первый камень в фундамент самого дорогого в мире трубопровода. На торжественной церемонии в Сангачалах, пригороде Баку, присутствовали главы Азербайджана, Грузии и Турции, а также тогдашний министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham). С тех пор международный консорциум, возглавляемый компанией British Petroleum, вложил в этот проект более 3 миллиардов евро, чтобы получить мощную нефтегазовую артерию, ведущую из Баку через Тбилиси в турецкий город на Средиземном море Джейхан. В обход России и союзной с ней Армении.
Потребность высвободиться из зависимости от России и арабских экспортеров нефти была настолько велика, что в середине 90-х годов строительство гигантского трубопровода даже через охваченные тогда гражданской войной районы Грузии казалось меньшим злом. Концерны долгое время предпочитали - вопреки сопротивлению США - более короткий маршрут: через Иран к Персидскому заливу, чтобы иметь возможность транспортировать вожделенный груз по морю. Но два события внесли коррективы в пользу маршрута Баку-Джейхан. С одной стороны, - террористические акты 11 сентября 2001 г., а с другой, - тот факт, что геологи обнаружили в Каспийском море значительно более крупные месторождения, чем ожидалось. Таким образом, Азербайджан выдвинулся в первые ряды экспортеров нефти.
Нефтяной бум связан с проблемами: страна считается политически нестабильной, движения же в сторону демократии в ней не наблюдается. В то время как беженцы из Нагорного Карабаха уже в течение многих лет живут в пригородах Баку в нечеловеческих условиях, политическая элита позволяет нефтяным компаниям хорошо оплачивать свою благосклонность. Об игорных притонах, ночных клубах и изысканных ресторанах в мусульманской стране ходят легенды по всему Кавказу.
Как в 19-ом веке
Развитие ситуации напоминает 'большую игру' 19-го века. Тогда за торговые пути через Кавказ боролись Российская и Британская империи. Сегодня за транспортные маршруты сражаются нефтяные концерны, промышленно-развитые страны и соседние страны. Фредерик Старр (Frederick Starr), руководитель Института Кавказа при университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, формулирует сегодняшнее положение дел так: 'Кто сможет определить, как будет выглядеть карта трубопроводов, тот определит будущее этого огромного региона'.