МОСКВА. - Надежды президента России Владимира Путина на умиротворение Чечни рухнули после гибели в результате взрыва бомбы чеченского президента Ахмада Кадырова - 'сильного человека', лояльного Москве, с помощью которого Кремль надеялся прочно утвердить власть России над этой мятежной республикой.
Этот теракт, в котором Россия обвиняет чеченских сепаратистов, стал одним из самых дерзких покушений на авторитет Путина: он полностью затмил собой официальное начало его второго президентского срока, отмеченное в пятницу роскошной церемонией в Кремле.
По словам аналитиков, убийство г-на Кадырова знаменует собой крах стратегии Москвы в Чечне - республике на юге России - суть которой заключалась в передаче власти местным прокремлевским политикам, сопровождаемой упорным отказом вступать в переговоры с повстанцами. Г-ну Путину будет нелегко найти нового лидера такого же масштаба и авторитета на замену г-ну Кадырову, а некоторые российские политики предлагают вообще заменить чеченское правительство прямым президентским правлением.
'Этот взрыв означает полный провал 'чеченизации', - считает Алексей Малашенко, эксперт Московского центра Карнеги по Кавказскому региону.
Для г-на Путина это - сокрушительное поражение. Последние четыре года он посвятил консолидации власти по всей России - нейтрализуя оппозицию, принуждая к молчанию критически настроенные СМИ, убирая непокорных региональных губернаторов и формируя лояльный парламент. В результате в стране установилась политическая стабильность, и это помогло Путину одержать блестящую победу на президентских выборах в марте.
Однако Чечня остается его 'ахиллесовой пятой'. Прошло уже почти пять лет с того момента, когда российские войска восстановили контроль над регионом, но солдаты там по-прежнему гибнут практически ежедневно, попадая в засады, организованные мятежниками. К тому же чеченские террористы-смертники перенесли конфликт в самое сердце России, взрывая бомбы в вагонах метро, электричках и на рок-концертах.
Самой заметной вылазкой боевиков стал захват театра в Москве в октябре 2002 г. 129 заложников погибли, когда российские силы безопасности применили против террористов усыпляющий газ.
Г-н Кадыров погиб в результате взрыва мины, разрушившего трибуну стадиона в чеченской столице Грозном во время торжеств по случаю годовщины победы СССР над Германией во второй мировой войне. Шесть человек погибло, еще более 50 - получили увечья. Командующий российскими войсками в Чечне генерал-полковник Валерий Баранов серьезно ранен.
Пятидесятидвухлетний г-н Кадыров - плотный мрачноватый бородач - был одной из самых противоречивых фигур на политической арене Чечни. Шутя, он любил повторять: враги пытались его убить столько раз, что он уже сбился со счета. Когда Россия впервые ввела войска в Чечню в 1994 г., Кадыров, получивший богословское образование, сражался на стороне мятежников. Через два года войска были выведены, Чечня фактически получила независимость, и Кадыров был назначен муфтием (духовным лидером) республики.
Однако в конце 1999 г. он вышел из состава сепаратистского руководства, обвинив его в союзе с исламскими радикалами. В конце 1999 г. он поддержал Путина, когда тот, будучи премьер-министром России, снова ввел в Чечню войска, и через год был назначен главой гражданской администрации в республике. В марте 2003 г. Кадыров руководил проведением референдума по новой конституции Чечни, где восстанавливался ее статус республики в составе России. В октябре он выиграл президентские выборы, вызвавшие резкую критику со стороны международных наблюдателей за многочисленные фальсификации.
Мятежники приговорили г-на Кадырова к смерти за измену, но еще больше врагов он нажил из-за авторитарного стиля своего правления. Из разного сброда он сформировал собственную армию, поставив во главе своего сына - здоровяка Рамзана: как утверждается, именно она стоит за волной казней и похищений, прокатившейся по республике. Кроме того, его неотступно преследовали обвинения в нецелевом использовании средств, выделенных Кремлем на восстановление Чечни.
По мнению аналитиков, Путин совершил ошибку, установив систему единоличной власти в регионе, где господствуют могущественные кланы, традиционно управляющие Чечней на основе взаимных договоренностей. Однако они сомневаются в том, что даже эта последняя неудача способна привести к изменению политического курса Кремля.