В условиях, когда новый скачок цен на нефть грозит подорвать наметившийся в мире экономический рост, Саудовская Аравия призвала ОПЕК повысить квоты на добычу нефти как минимум на полтора миллиона баррелей в день. Это жест выглядит весьма драматично, но если глобальный экономический подъем продолжится столь же быстрыми темпами, что и сегодня, мировым поставщикам нефти будет непросто обеспечить его поставками топлива.
Предложение фактического главы картеля Али Наими (Ali Naimi), министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии, прозвучало в тот момент, когда нехватка энергоносителей стала угрожать тому самому росту, который и привел к повышению нефтяных цен - в пятницу они достигли 40 долларов за баррель, а к вечеру в понедельник составляли 38,93 доллара за баррель. Фьючерсные цены на нефть после заявления г-на Наими стало лихорадить: к моменту закрытия торгов на Нью-Йоркской товарной бирже они снизились на 1 доллар. Из-за мощного экономического подъема в Китае и США спрос на энергоносители растет; в то же время опасения, связанные с возможными терактами в крупных странах-экспортерах нефти, таких как Саудовская Аравия и Ирак, еще больше взвинчивают цены.
Главная причина, по которой поставки нефти не поспевают за спросом - недостаток средств. Повергнутая в шок обвалом цен в конце 1990х, нефтяная индустрия, как считается, чрезмерно сократила инвестиции в мощности по добыче, очистке и транспортировке нефти.
Призыв г-на Наими к резкому увеличению ежедневной квоты ОПЕК, составляющей сегодня 23,5 миллиона баррелей, поначалу достиг своей цели - после его заявления цены на нефть снизились на 2,6%. Кувейт - одна из немногих стран, помимо Саудовской Аравии, обладающая избыточными мощностями по добыче нефти - тут же поддержал эту идею. Если с ней согласятся остальные участники Организации стран-экспортеров нефти, эта мера может остановить рост цен, продемонстрировав рыночным игрокам, что картель в состоянии удовлетворить спрос. За прошлый год ОПЕК дважды посылал прямо противоположные 'сигналы', сокращая квоты, даже несмотря на призывы США и других держав увеличить добычу нефти. На страны ОПЕК приходится почти треть всего производства нефти в мире.
'Мы. . . не хотим, чтобы цены возросли до такого уровня, когда они станут оказывать негативное воздействие на рост мировой экономики или спрос на нефть', - отметил г-н Наими.
Однако увеличение квот не в состоянии существенно изменить общую картину спроса и предложения. Большинство аналитиков не ожидают существенного роста производства нефти в странах, не входящих в ОПЕК, за исключением России, хотя Международное агентство по энергетике (International Energy Agency) - орган, созданный Западом для надзора за ситуацией на рынке энергоносителей - прогнозирует рост поставок из этих стран на 1,2 миллиона баррелей в день (при этом их общий показатель достигнет 50,2 миллионов баррелей в день). Считается, в частности, что Россия увеличит поставки на 600000 баррелей, а африканские страны - на 300000.
По оценкам, картель уже добывает на два миллиона баррелей больше установленного им же 'потолка'. Увеличение добычи еще на 1,5 миллиона баррелей может произойти только за счет свободных мощностей картеля, и в результате возникнет риск срыва поставок в чрезвычайной ситуации.
О наличии таких 'слабых звеньев' в цепи поставок напомнили вчерашние события в Ираке: по заявлению властей страны, повстанцы взорвали нефтепровод, в результате чего иракский экспорт на этой неделе снизится на 400000 баррелей в день. Этот взрыв усилил опасения, связанные с угрозой нефтяным поставкам из богатых месторождениями стран Персидского залива в результате диверсий и войны. По мнению аналитиков, 'надбавка' к цене на нефть, вызванная страхом перед терроризмом, составляет от 5 до 8 долларов за баррель.
По оценке Джорджа Станислава (George Stanislaw), президента бостонской консалтинговой фирмы 'Cambridge Energy Research Associates', высокие цены продержатся еще года полтора, пока не начнутся дополнительные поставки нефти в результате осуществления новых проектов в Каспийском море, Западной Африке и других регионах. 'Более высокие цены сохранятся дольше, чем это можно предположить', - утверждает г-н Станислав.
Аналитики, специализирующиеся на нефтяной промышленности, отметили, что г-н Наими не дал четкого обещания о немедленном росте поставок, сказав лишь, что предложит своим коллегам по ОПЕК увеличить квоты в этом месяце, на их встрече с представителями стран-потребителей, которая состоится 22-24 мая в Амстердаме. Официальное решение об увеличении квот, возможно, будет принято 3 июня, на встрече министров стран ОПЕК в Бейруте.
Однако в условиях, когда картель и так добывает на два с лишним миллиона баррелей нефти больше, чем установлено существующими квотами, предложение г-на Наими об увеличении квоты на 1,5 миллиона баррелей в день, по мнению некоторых наблюдателей, является просто попыткой успокоить рынок.
'Эти слова адресованы спекулянтам', - заявил аналитик вашингтонской 'PFC Energy' Роджер Дайван (Roger Diwan), комментируя заявление г-на Наими. Однако, по его словам, резкое снижение цен не входит в цели ОПЕК. 'Они не хотят, чтобы нефть стоила 25 долларов [за баррель]. Их цель - 35 долларов за баррель', утверждает он.
Масштабное экономическое оздоровление в мире застало нефтедобытчиков врасплох: и ОПЕК, и МАЭ недооценили растущий спрос. В апреле Международный валютный фонд увеличил свой прогноз экономического роста в мире в 2004 и 2005 гг. на полпроцента, соответственно до 4,6 и 4,4% - эти цифры соответствуют наивысшим показателям роста за десять с лишним лет.
В связи с такими темпами роста возникает возможность нехватки энергоносителей. По прогнозам МАЭ, потребление нефти в мире должно достичь 80,3 миллионов баррелей в день, превысив показатель 2003 г. на 2,2%. Согласно оценкам Агентства, за период с сегодняшнего дня до четвертого квартала (октября-декабря), когда происходит сезонный рост потребления нефти, спрос на нее возрастет на четыре миллиона баррелей в день.
Проблема в том, что производственные мощности стран, не входящих в ОПЕК, в этом году задействованы полностью, а сам картель, возглавляемый Саудовской Аравией, способен за короткое время увеличить добычу максимум на 2,5 миллиона баррелей в день. Если ОПЕК увеличит производство еще на 1,5 миллиона баррелей в день, это, возможно, не позволит устранить дефицит поставок, который придется восполнять за счет нефти, добываемый из истощающихся месторождений. В противном случае правительствам США и других стран придется пойти на крайние меры и задействовать запасы, созданные на случай чрезвычайной ситуации. Существует и другой сценарий: цены могут вырасти настолько, что подавят спрос - в этом случае экономическому оздоровлению придет конец.
'Инвестиции [в нефтяную промышленность] были недостаточными для такого роста, что мы переживаем сейчас, - отмечает Фил Флинн (Phil Flynn), главный аналитик по вопросам энергетики чикагской торговой компании 'Alaron Trading'. - Мы должны добывать больше нефти, или поставить крест на экономическом росте'.
С этим согласны не все. Рик Мюллер (Rick Mueller), аналитик консалтинговой фирмы 'Energy Security Analysis', считает, что нефтяные цены в конце концов упадут, ведь 'повсюду полно сырой нефти'.
Дефицит энергоносителей частично связан с событиями 1997 г., когда в азиатских странах только начинался экономический кризис. Министры стран ОПЕК во главе с г-ном Наими собрались в столице Индонезии и подняли квоты нефтедобычи. Это была ошибка, которая дорого обошлась и ОПЕК, и нефтяной промышленности Запада. Рынок переполнился, и цены упали ниже 10 долларов за баррель. Нефтяная промышленность отреагировала на это снижением добычи и сокращением расходов на новые мощности.
Добыча в таких развитых нефтедобывающих странах как США - они по-прежнему занимают третье место в мире по производству нефти - и Великобритания, быстро падает. По прогнозу Пола Хорснелла (Paul Horsnell), аналитика в области энергетики лондонской фирмы 'Barclays Capital Research', рост производства нефти в странах, не входящих в ОПЕК, за исключением России, второй год подряд должен был оставаться нулевым. Теперь, утверждает он, ситуация изменилась к худшему. Он отмечает, что, по последним данным, совокупная добыча в США и Великобритании в феврале этого года снизилась на 757000 баррелей по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эта цифра составляет почти 1% среднего ежедневного спроса в этом году.
Мощности ОПЕК также напряжены до предела. Восемь из 11 ее стран-участниц уже добывают все, что могут. Кувейт и Объединенные арабские эмираты способны увеличить производство, но незначительно. Лишь Саудовская Аравия, по собственным оценкам, еще располагает возможностями существенно повысить добычу - на два миллиона баррелей в день или больше.
Единственным 'светлым пятном' на этой мрачной картине является Россия, чей экспортный потенциал быстро растет - однако даже эти темпы могут оказаться недостаточными, чтобы закрыть брешь, если таковая возникнет.
ОАО 'ЮКОС' увеличивает поставки нефти в Китай по железной дороге. Громадный танкер ОАО 'Роснефть' стоит на якоре у арктического побережья России - нефть на него доставляют малые суда. Транспортный титан 'Транснефть' занимается расширением Приморска - нового порта под Санкт-Петербурга, куда поступает нефть из Западной Сибири. За последний год пропускная способность порта увеличилась более чем вдвое, достигнув 840000 баррелей в день. Эти, и другие, проекты позволят России в этом году увеличить экспорт на 15%, или на 600000 тысяч баррелей.
Несколько западных нефтяных компаний начали наращивать инвестиции. В апреле 'Royal Dutch/Shell Group' заявила о намерении в этом году на 1.5-2 миллиарда долларов увеличить капиталовложения в нефтедобычу, особенно в 'высокоприбыльных' районах, таких как США и Великобритания, где она способна получить отдачу уже через 12 месяцев.
Повышение цен на нефть и природный газ превращаются в 'дополнительный налог' для потребителей в главных регионах-импортерах энергоносителей, таких как США, Япония, Европа, Китай и Индия. В США, где существующие мощности по очистке нефти уже не в состоянии удовлетворить растущую потребность страны в бензине, средняя цена на бензин на прошлой неделе достигла рекордной величины - 1,94 доллара за галлон (это на 45 центов выше показателя за тот же период прошлого года).
В подготовке статьи принимали участие Гай Чазан (Guy Chazan), Джи Томас Симс (G. Thomas Sims) и Мэтт Поттинджер (Matt Pottinger).