Как только ОПЕК соберется в очередной раз оказать влияние на объемы добычи нефти, Москва с ответом ждать себя не заставляет. 'Мы обязаны поставлять мировой экономике нефть в достаточных количествах', - говорит в подобных случаях президент Владимир Путин. А его советник Андрей Илларионов добавляет: 'Кроме того, цены настолько хороши, что мы не можем и не желаем экспортировать меньше нефти, чем до сих пор'.
В прошлом году Россия, добыв 415 млн. тонн, стала крупнейшим экспортером нефти, впервые обогнав Саудовскую Аравию. В этом году Россия увеличит объемы добычи, предположительно, более чем на десять процентов. Во всяком случае, об этом свидетельствуют показатели за первый квартал.
Нефть России приобретает для мировой экономики все большее значение. Быть менее зависимыми от нефти с нестабильного Ближнего Востока хотят не только США, но и Европа. А для азиатских территорий, таких, как Китай и Япония, сибирская нефть находится все равно, что у порога дома.
То, что Россия может превратиться в будущем в 'мировую заправочную станцию', дает понять исследование московского брокерского дома 'Brunswick UBS' - дочерней фирмы швейцарской компании UBS.
Согласно исследованию, Россия располагает намного большими запасами нефти, чем это предполагали до сих пор. Так предполагается, что их объемы могут вырасти с 60 млрд. до 180 млрд. баррелей, если концерны страны проведут кардинальную ревизию своих запасов. Таким образом, Россия уступала бы по этому показателю только Саудовской Аравии: у последней запасы нефти составляют 300 млрд. баррелей.
В то время, как такие гиганты, как 'Shell', вынуждены проводить корректировку своих прогнозов в сторону резкого сокращения, лидер отрасли в России концерн ЮКОС поднял уровень оценки своих запасов с 11.2 млрд. до 13 млрд. баррелей. Концерн ТНК-ВР, крупнейшее совместное предприятие в истории экономики России, поднимает уровень своих резервов в среднесрочном плане с шести млрд. баррелей до девяти млрд. баррелей, а в долгосрочной перспективе - до 30 млрд. баррелей.
Возможное увеличение оценочных данных имеет под собой две причины. С одной стороны, российские нефтяные концерны активизируют геологические исследования. Они таким образом 'пополняют' свои запасы. Более эффективным является оборудование, так что лучше, чем прежде, можно эксплуатировать месторождения. До сих пор прогнозы относительно резервов нефти ограничивает и другая особенность: лицензии, выдаваемые в России, имеют обычно относительно небольшой срок действия, не превышающий 25 лет, большинство же истекает по прошествии 15-ти лет. Месторождения, которые могут эксплуатироваться по истечении срока лицензии на добычу, по международным стандартам не могут быть причислены к запасам, имеющимся на сегодняшний день.
Доклад аналитика из нефтяной отрасли Пола Коллиса (Paul Collison) ориентирован, прежде всего, на иностранных инвесторов. Так, в руках российских нефтяных компаний находятся 22 процента мировых запасов нефти. Их доля в капитализации в рамках отрасли составляет, однако, всего семь процентов. Препятствует более высокой оценке стоимости российских нефтяных компаний политический риск. Затянувшийся кризис, связанный с ЮКОСом, крупнейшим нефтяным концерном страны, заставляет на московском фондовом рынке падать курс акций.
Оптимистический анализ Коллиса относительно будущего России как нефтяной сверхдержавы другие специалисты в этой области подвергают легкому сомнению. Олег Брагинский, профессор из авторитетного Московского института нефти и газа имени Губкина, предостерегает от эйфории. Сильно просчитались уже при оценке энергетических ресурсов в бассейне Каспийского моря. 'Россия будет направлять своих геологов, прежде всего, на арктический шельф. Там, на Крайнем Севере, находятся нефтяные резервы будущего'.
Тем временем собственники российских нефтяных концернов, все олигархи-миллиардеры, становятся для западных нефтяных гигантов излюбленными партнерами для переговоров. Будь-то 'Exxon Mobile', 'ChevronTexaco', 'Total' или RD/Shell, - ни одна из компаний не остается в стороне от переговоров о сотрудничестве с лучшими в отрасли российскими компаниями.