Москва, 12 мая 2004 года. Ольга и Григорий Оссовские потеряли на военной службе одного сына и изо всех сил пытались не пустить в армию второго. Они винят российскую систему всеобщей воинской повинности для лиц мужского пола в том, что она разрушила их семью, и говорят, что пора бы руководителям в Кремле выполнить свое обещание создать полностью добровольные вооруженные силы.
Американским политикам, задумывающимся над тем, чтобы восстановить обязательный призыв на действительную военную службу с целью увеличения численности личного состава вооруженных сил, наверное, следовало бы бросить осторожный взгляд в сторону России, где этот вопрос всегда был и остается болезненным и вызывающим разногласия. Хотя российские руководители вот уже на протяжении десятилетия обещают создать профессиональную армию по типу американской, российские вооруженные силы, насчитывающие 1,2 млн. человек, все еще призывают ежегодно до полумиллиона молодых людей, многих против их воли, для прохождения обязательной 2-годичной военной службы.
Для некоторых людей, таких, как Оссовские, обязательный призыв даже в мирное время является свидетельством того, что российское государство остается в основе своей не реформированным, несмотря на то, что после кончины Советского Союза прошло уже много времени.
"Наши лидеры не волнуются по поводу невыполнения данных ими обещаний и они безразличны к мнению общественности, - говорит г-н Оссовский, театральный продюсер. - Они просто делают, что хотят, как было всегда".
Сын Оссовских, Николай, был призван на службу из медицинского колледжа в 1996 году. За 2 месяца до конца срока службы он, как утверждают представители армии, совершил самоубийство. Семье так никогда и не удалось прояснить обстоятельства его смерти, говорят Оссовские. Этой паре удалось получить законную отсрочку от призыва на военную службу для своего младшего сына, Станислава, но они не уверены, что эта отсрочка останется в силе.
Согласно официальным данным, в прошлом году погибли по причинам, не связанным с боевыми действиями, 337 российских солдат, из них около 35% - в результате самоубийства. Антивоенная организация Комитет солдатских матерей, основываясь на заявлениях горюющих родителей погибших военнослужащих с просьбой о проведении расследования, заявляет, что в действительности число военнослужащих, ежегодно гибнущих по причинам, не связанным с боевыми действиями, достигает 2000-3000 человек.
"Армия опасное и гиблое место для молодых людей, - утверждает юрисконсульт этого комитета Юлия Смирнова. - Люди просто не хотят отдавать своих детей генералам на 2 года". Она говорит, что глубоко непопулярная война в Чечне является одним из важных факторов в нежелании служить в армии.
В последние годы число призываемых на действительную военную службу резко сокращается по причине демографического фактора и широко распространенного уклонения от призыва, что вынуждает военные комиссариаты прибегать к грубым мерам. В Москве ежедневно сообщается о молниеносных налетах насильственных вербовщиков на места, где собирается молодежь, на станции метрополитена, даже на школы с целью отлова подлежащих призыву на военную службу юношей.
Помещения московской штаб-квартиры Комитета солдатских матерей битком набиты молодыми людьми - многих из которых сопровождают матери - отчаянно желающими получить совет, как уклониться от вербовщиков. "Мы наблюдаем все более жесткие меры военных властей, - говорит г-жа Смирнова. - Они хватают на улицах даже студентов, имеющих законную отсрочку от призыва, и волокут их на призывные пункты. При этом они руководствуются принципом "Сначала поймать - а потом уже заниматься оформлением нужных бумаг".
Министерство обороны РФ признает, что в нынешнем году могут быть призваны на действительную военную службу менее 10% юношей в возрасте 18-27 лет, что на 25% меньше, чем 10 лет назад. Главной причиной является явно бедственное ухудшение состояния здоровья российской молодежи и хитроумное использование законных отсрочек.
"Я попытаюсь получить для моего сына еще одну отсрочку от призыва для продолжения учебы в высшем учебном заведении, а если это не удастся, положу его в больницу, - говорит Галина Арсеньева, у сына которой, Ивана, отсрочка заканчивается через месяц. - Я найду, как не пустить его в армию". Сидящий рядом с ней Иван выглядит обескураженным. "Некоторые рождаются солдатами, но только не я, - говорит он. - Я этого не хочу".
Несколько сотрудников военных комиссариатов Москвы отказались от интервью, а представитель по связям с общественностью Министерства обороны РФ сказал, что для получения разрешения посетить призывной пункт могут потребоваться долгие недели.
Подобно большинству россиян, г-н Оссовский гордится своим отцом, участвовавшим во второй мировой войне. Он не жалуется на свою военную службу в Советской армии в 1970-е годы. Но, говорит он, "сегодняшняя армия не имеет ничего общего с той, которая защищала страну во второй мировой войне". Битва с нацистами была священным долгом россиян, но сегодня мнение народа об армии изменилось.
Одним из факторов, возможно, стало сокращение размеров семьи в прошедшем столетии. В 1920-годах средняя российская женщина имела почти семерых детей. К 1980-м годам этот показатель сократился до менее чем двоих детей на каждую женщину. "У людей стало гораздо меньше детей, а поэтому естественно, что они стали относиться к ним более бережно", - говорит Сергей Казеннов из московского Института национальной безопасности и стратегических исследований. По его словам, это, возможно, являет собой лучший аргумент в пользу профессиональной армии. "Нам следует создать хорошие условия для тех, кто склонен быть солдатом", - говорит он.
Бывший президент Борис Ельцин в 1996 году обещал отменить обязательный призыв на действительную военную службу к 2000 году. Владимир Путин, недавно переизбранный в президенты подавляющим большинством голосов, заявил, что обязательная воинская повинность будет постепенно отменена к 2007 году, когда большинство боевых обязанностей будут выполнять хорошо оплачиваемые контрактники.
Главное препятствие к переходу армии на контрактную основу, говорят эксперты, это нехватка денег. Ежегодный бюджет вооруженных сил России составляет около 12 млрд. долл. США, чего едва хватает на выплату денежного содержания военнослужащих, не говоря уже о замене материальной части советской эпохи.
Многие надеялись, что принятый в прошлом году Закон об альтернативной военной службе облегчит социальную напряженность обязательной воинской повинности, разрешив людям, отказывающимся от военной службы "по политическим или религиозно-этическим убеждениям", вместо службы в армии выполнять общественно полезную работу. Однако критики заявляют, что закон чрезмерно суров, устанавливая для желающих им воспользоваться практически невозможные критерии "доказательства" своих пацифистских взглядов, а затем принуждая их служить 3 года, зачастую в качестве разнорабочих на российских военных базах. В этом году на альтернативную службу были приняты всего 216 юношей.