Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свободная (и тяжелая) рука Владимира Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Убийство президента Чечни Ахмада Кадырова самым неблагоприятным образом сказалось на и без того далеко не идеальной политике Кремля в мятежном регионе, в котором до сих пор продолжается война. В настоящее время у российских политиков нет конкретного решения, которое хоть как-то могло выправить ситуацию в Чечне, им остается снова прибегнуть к насилию, что косвенно подтвердил в своей речи президент России Владимир Путин, заявив, что 'возмездие последует незамедлительно'.

Убийство президента Чечни Ахмада Кадырова самым неблагоприятным образом сказалось на и без того далеко не идеальной политике Кремля в мятежном регионе, в котором до сих пор продолжается война. В настоящее время у российских политиков нет конкретного решения, которое хоть как-то могло выправить ситуацию в Чечне, им остается снова прибегнуть к насилию, что косвенно подтвердил в своей речи президент России Владимир Путин, заявив, что 'возмездие последует незамедлительно'.

Ирония заключается в том, что убийство чеченского лидера может коренным образом изменить политику Соединенных Штатов и России относительно методов борьбы с терроризмом.

Ахмад Кадыров представлялся Владимиру Путину тем человеком, который был в состоянии решить проблему затянувшегося чеченского кризиса. Чеченская проблема до сих пор является самой большой головной болью российского лидера - при нем боевые действия на территории республики ведутся с 1999 года. Во времена Бориса Ельцина чеченская кампания продлилась с 1994 по 1996 года. По оценке некоторых российских неправительственных организаций, за все время ведения боевых действий Чечне погибло 25 тысяч российских военнослужащих и сотрудников МВД. Потери среди гражданского населения несравнимо выше, а количество беженцев и перемещенных лиц продолжает увеличиваться с каждым годом. Разрушения, ставшие следствием неуклюжих действий российских военных, поневоле сравниваются с результатами ковровых бомбардировок Второй мировой войны.

Бывший когда-то муфтием, Ахмад Кадыров сражался против федеральных войск в первую чеченскую кампанию, начатую Борисом Ельциным, и даже объявил священную войну неверным. Но его решение перейти на сторону своих недавних противников, принятое в связи с изменением соотношения политических сил в Чечне и разочарования от появления более экстремальных исламских течений, позволило Москве использовать его в своих целях. Российскому руководству было необходимо любым способом отстранить от власти Аслана Масхадова, пользовавшегося популярностью у чеченского народа. Аслан Масхадов стал первым президентом Чеченской Республики, выиграв выборы, признанные большинством международных избирателей честными и законными. В свою очередь Ахмад Кадыров поддержал результаты всенародного референдума 2000 года, согласно которым 85% чеченцев заявили, что Чечня должна остаться в составе Российской Федерации. Большинство специалистов считает, что результаты этого референдума были сфальсифицированы.

Опираясь на покровительство Москвы, Кадыров выдвинул свою кандидатуру на пост президента в 2003 году, при этом у него фактически не было серьезных конкурентов. В ответ на его просьбу Кремль предоставил Чечне статус автономии в составе Российской Федерации. Сетуя на безвыходность политики Кремля в мятежной республике, некоторые чеченцы даже подозревают, что Кадыров был убит федеральными войсками за то, что был в недостаточной степени предан Москве. Большинство населения считает Кадырова предателем за то, что он пошел на сделку с российскими властями. Полагаясь на армию тысяч сторонников, возглавляемую его сыном Рамзаном (который после гибели отца был назначен заместителем исполняющего обязанности президента Чечни), Кадыров способствовал засилью преступности и установил политику террора в Чечне. Самым ужасным последствием его убийства станет междоусобная война, которая возникнет в результате его политических просчетов и приведет к дальнейшей дестабилизации обстановки в Чеченской Республике.

И действительно, недовольство действиями Кадырова было настолько велико, что после террористического акта сразу возникли слухи, что за его организацией стоят люди из окружения самого чеченского президента. Безупречная тактическая организация и символизм теракта лишний раз подчеркивают то, с какими проблемами столкнулся Владимир Путин в Чечне. В результате взрыва пострадали несколько высокопоставленных чеченских чиновников, пользующихся поддержкой со стороны Кремля, а также представители командования контингента российских войск. Согласно оперативным данным, мина была заложена в бетонном полу, сделанном накануне, и, несмотря на предварительную проверку при помощи миноискателей, обнаружена не была. Террористический акт произошел во время празднования Дня Победы, который на протяжении десятилетий символизировал мощь российского (в прошлом советского) государства. Что же касается чеченских националистов, то для них Великая Отечественная Война ассоциируется с депортацией чеченского народа в Среднюю Азию, начатой по приказу Иосифа Сталина.

Какой же региональный и международный отголосок имела чеченская проблема в течение всего этого времени? Во-первых, критика официального Запада по поводу политики России в Чечне, несмотря на применяемое там насилие и отсутствие желания со стороны российских властей вести переговоры с чеченскими сепаратистами, все это время практически отсутствовала. Европейские межправительственные органы лишь ограничились формальными заявлениями, в которых позиция российских властей подверглась остракизму, а участие российской делегации в парламентской ассамблее Совета Европы было приостановлено.

Даже если критика со стороны Запада и имела место, она была быстро забыта после событий 11 сентября 2001 года, которыми Владимир Путин не преминул воспользоваться для усиления российской внешней политики. Администрация президента США одобрила позицию России, согласно которой чеченские сепаратисты являются частью так называемого международной исламской террористической организации, которая сыграла ключевую роль в разрушении башен-близнецов Всемирного торгового центра. Американский лидер Джордж Буш (George W. Bush), выступая после теракта в Нью-Йорке, сказал, что 'парни' из 'Аль-Каиды' действуют и в Чечне.

Госдепартамент США, который более охотно по сравнению с другими органами государственной власти говорил о нарушении прав человека в других странах, постоянно отмечал подобную практику со стороны российских властей в Чечне. Реакция Белого Дома на убийство Ахмада Кадырова на этот раз действительно была впечатляющей. Администрация президента осудила террористов, а пресс-секретарь Белого Дома Скотт МакКлиллан (Scott McClellan) заявил буквально следующее: 'Соединенные Штаты Америки категорически отвергают все акты терроризма и всех тех, кто их совершает. Основания националистического, религиозного или какого-либо другого характера не могут служить оправданием для использования терроризма'. Вашингтон не стал критиковать общую политическую линию российского правительства в Чечне.

После того, как в 2003 году наконец-то улеглись все размолвки вокруг иракской кампании, убийство Ахмада Кадырова стало поводом для того, чтобы Вашингтон и Москва соединили свои усилия по борьбе с общей угрозой. Ни та, ни другая сторона не хочет привлекать внимание всего мира к насилию, имевшему место во время их совместной войны с терроризмом в Ираке и Чечне. Учитывая то, что Испания, судя по всему, все же уйдет из Ирака, некоторые российские парламентарии стали призывать к тому, чтобы развернуть всю мощь российской военной машины для сдерживания все растущей исламской угрозы на юге страны.

Российское господство на Кавказе неоднократно подвергалось сомнению на протяжении 90-х годов прошлого столетия. На севере Кавказа, который по-прежнему входит в состав Российской Федерации, власть Москвы весьма и весьма слаба. Что касается Чечни, то здесь российское влияние зиждится главным образом на кровопролитии, в соседних Ингушетии и Дагестане, буквально разрываемых насилием и преступностью, отношения с российским центром также очень хрупки и обострены чеченским конфликтом. Президенту Ингушетии Мурату Зязикову, который, как и Ахмад Кадыров, выпросил у Владимира Путина независимость для своей республики, чудом удалось избежать гибели в результате покушения в прошлом месяце. По мнению многих специалистов, нападавший на него человек был чеченским террористом-смертником. Многие чеченские беженцы нашли временное пристанище в Ингушетии.

На юге Кавказа Россия свое присутствие сохранить не сумела: после развала Советского Союза и прямого вмешательства Соединенных Штатов многие южные республики вновь стали независимыми государствами. Чеченские боевики часто скрывались от российских федеральных сил в Панкисском ущелье, дав тем самым прекрасный повод американским военным, которые стали обучать грузинские регулярные части методам ведения противоповстанческих операций в рамках Программы обучения и перевооружения грузинской армии.

Владимир Путин вряд ли будет обращать внимание на озабоченность Запада относительно его чеченской политики. Более того, он может использовать убийство Кадырова для того, чтобы заручиться поддержкой Запада, показав, как слаженно и чудовищно эффективно могут действовать антиправительственные 'террористы'. Российский лидер не может позволить себе потерять Чечню, тем более что Москва сознательно отказалась от ведения переговоров и придерживается в основном политического метода решения этой проблемы, к сожалению, представляющегося не очень продуктивным, скорее наоборот.

В конечном счете, международные последствия реакции российского руководства на убийство чеченского президента будут выражаться в предоставлении свободы действий со стороны мирового сообщества, несмотря на то, что Россия снова продемонстрировала свою беспомощность в решении чеченского кризиса.

Доктор Рик Фаун является признанным специалистом по Восточной Европе и преподает в шотландском University of St. Andrews.