Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Осторожно: искусство!

Осторожно: искусство! picture
Осторожно: искусство! picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россию вновь охватывает нетерпимость: фундаменталисты от религии и политики нападают на художников, музыкантов и писателей, чьи произведения кажутся им 'подрывными'. В прошлом не раз случалось, что несогласные хватались за дубины, столкнувшись с искусством, которое они не в состоянии оценить. Бывало и такое, что они из-за этого обретали ореол героев, по крайней мере в глазах некоторых

Россию вновь охватывает нетерпимость: фундаменталисты от религии и политики нападают на художников, музыкантов и писателей, чьи произведения кажутся им 'подрывными'

В прошлом не раз случалось, что несогласные хватались за дубины, столкнувшись с искусством, которое они не в состоянии оценить. Бывало и такое, что они из-за этого обретали ореол героев, по крайней мере в глазах некоторых. Но когда в прошлом году шестеро мужчин ворвались в один из московских музеев, поливая краской из баллончиков и разбивая дубинами работы, экспонированные на провокационной выставке под названием 'Осторожно: религия!', это, возможно, стало первым случаем за последнее время, когда культурный вандализм был официально признан действием, направленным на пользу обществу.

Через шестнадцать месяцев после нападения, его участники находятся на свободе, не понеся никакого наказания, а организаторы выставки и трое из участвовавших в ней художников готовятся предстать перед судом. Их обвиняют в разжигании религиозной вражды, и за это им грозит до пяти лет тюрьмы. 'Оказывается, мы были не только жертвами, но еще и преступниками', говорит художница - а теперь подсудимая - Анна Алчук.

В России полным ходом идет откат назад с точки зрения свободы самовыражения: его масштабы куда шире пресловутого подавления Кремлем независимых СМИ. В области искусства и литературы он фактически вылился в тотальную войну. Религиозные и политические активисты все громче выступают - а порой, не ограничиваясь словами, прибегают к насилию - против творчества художников, певцов и писателей, которое они считают 'оскорбительным'.

Среди самых громогласных участников этой кампании - Русская православная церковь, объединяющая 80 миллионов верующих: как утверждают некоторые, она стала вести себя наподобие цензуры советских времен. 'Эти художники - просто вредные бактерии-разносчики заразы, и общество применяет антигены для борьбы с ними', заявляет отец Тихон Шевкунов, влиятельный религиозный лидер (и духовник президента Владимира Путина), поддерживающий меры против выставки 'Осторожно: религия' и совершенного ее участниками 'святотатства'.

Возрождение нетерпимости не ограничивается пределами Москвы. В апреле в республике Дагестан, населенной в основном мусульманами, группа имамов заставила местные власти отменить концерт Бориса Моисеева. В Сибири православные верующие в знак протеста пикетировали концерт этого певца. Почему? Популярный пятидесятилетний певец не скрывает своей гомосексуальной ориентации - ни Русская православная церковь, ни мусульманское духовенство, не могут смириться с тем, что он выставляет ее напоказ.

Еще более зловещим знаком является тот факт, что Православная церковь пользуется все большей поддержкой со стороны прокремлевской общенациональной молодежной организации 'Идущие вместе' - неофашистской группы, которая приобрела печальную известность два года назад, когда ее члены собрали в кучу на площади перед Большим театром экземпляры романа Владимира Сорокина 'Голубое сало', а затем побросали их в огромный бутафорский унитаз как порнографию (в книге Иосиф Сталин занимается любовью с Никитой Хрущевым). Уголовное дело, возбужденное Московской прокуратурой против Сорокина, развалилось в суде, но 'Идущие вместе' никуда не делись. С тех пор организация избрала целью своих атак Свидетелей Иеговы и сайентологов - обе секты считаются 'пугалом' в глазах православной церкви.

Российские суды, судя по всему, тоже участвуют в этой кампании преследования. В апреле московский суд запретил 'Книгу единобожия' - мусульманский трактат 18 века - на том основании, что она способствует распространению ваххабизма. По словам одного кремлевского советника по религиозным вопросам, книга не соответствует 'потребности в равновесии между свободой слова и национальной безопасностью'. И все же, в момент, когда 'Уголовное дело # 4616', как оно официально называется, ожидает рассмотрения в суде, которое состоится примерно через месяц, религиозные активисты требуют расширения судебных полномочий в этой области.

Один из ведущих православных парламентариев - Александр Чуев, член националистической партии 'Родина' - пообещал добиться принятия закона, предусматривающего уголовное наказание для тех, кто оскорбляет и порочит 'традиционные религии' России.

По иронии судьбы, в советское время, когда преследования за религиозную веру были обычным явлением, Чуев считался диссидентом. Теперь же он и другие церковные деятели стремятся заручиться поддержкой государства в борьбе против своих оппонентов. Один из участников осквернения выставки 'Осторожно: религия' - Михаил Люкшин из Комитета за нравственное возрождение Отечества - выступает даже за возвращение к контролю советского образца, утверждая, что подобную выставку вообще нельзя было разрешать.

Возможно, после распада СССР у российских либералов возникли завышенные ожидания с точки зрения свободы самовыражения. В конце концов, простые россияне были просто не готовы к потоку порнографии, телевизионного насилия и подстрекательской литературы, затопившему страну после крушения коммунизма. Большинство из них были воспитаны в изолированной и пуританской атмосфере советского общества, где такие вещи, как прилюдный поцелуй (не говоря уже о радикальном искусстве), считались неприличными. Выставки, подобные 'Осторожно: религии' - это противоположная крайность: их цель - вызов, разоблачение, провокация.

Так что, неудивительно, что нападения, подобные прошлогоднему, повторяются и в других местах. Одним из его тревожных отзвуков стал случай в Санкт-Петербурге: в феврале в одну из картинных галерей ворвались вандалы в камуфляже и черных масках и уничтожили 30 произведений искусства, в том числе имитацию иконы с изображением почти голого Арнольда Шварценеггера. 'Это вызов всей православной церкви и ее многовековой культуре', написал один из 'протестующих' в книге отзывов галереи, прежде чем приступить к погрому. В данном случае хорошей новостью, пожалуй, является то, что против художника не выдвинуто обвинений - во всяком случае, пока.