Может, мы перестанем называть это трясиной? Соединенные Штаты вовсе не увязли в Ираке, как в болоте. Прыгнув с отвесной скалы, они находятся в состоянии свободного падения. Стоит, пожалуй, задаться вопросом, кто последует за кланом Буша (Bush) в бездну, а кто откажется прыгать. К счастью, большинство выбирает второй вариант.
Последней месяц легковоспламеняющейся американской агрессии в Ираке привел к возникновению ситуации, которую можно было бы назвать мятежом. Целые группы солдат, работников и политиков, подчиняющихся американским оккупационным властям, перестали выполнять приказы и покидают свои рабочие места. Первой стала Испания, объявившая о выводе своих военных. За ней последовали Гондурас, Доминиканская республика, Никарагуа и Казахстан. Южнокорейские и болгарские солдаты были отправлены на свои базы, а Новая Зеландия отзывает своих саперов. Схожее решение могут принять Сальвадор, Норвегия, Голландия и Таиланд. Следом стоит назвать мятежников из находящейся под контролем Соединенных Штатов иракской армии. С того момента как началась новая серия столкновений, они передают свое оружие бойцам отрядов сопротивления на юге страны и отказались принимать участие в боевых действиях в Фаллудже, давая тем самым понять, что не желают выступать на стороне армии, убивающей других иракцев. В конце апреля генерал-лейтенант Мартин Демпси (Martin Dempsey), командующий Первой бронетанковой дивизией, заявил: 'Около 40% (офицеров иракской службы безопасности) оставили свои посты, из-за угроз в свой адрес. И около 10% в настоящий момент выступает против нас'.
И не только иракские солдаты оставляют оккупантов. Четыре министра, входившие в состав назначенного оккупационными властями Правительственного совета Ирака, в знак протеста отказались от занимаемых должностей. Половина иракцев, работающих в так называемой подконтрольной 'зеленой зоне' - переводчики, водители, дворники и уборщицы - не выходят на службу. И ситуация еще изменилась в положительную сторону по сравнению с тем, что можно было наблюдать две недели назад, когда 75% иракцев, работающих на оккупационные власти, приняли решение не покидать своих домов. (Источником указанных данных является адмирал Дэвид Нэш (David Nash), курирующий распределение контрактов на восстановление страны).
Можно привести маленький пример и мятежных настроений в рядах вооруженных сил самих Соединенных Штатов: так солдаты Джереми Хинзман (Jeremy Hinzman) и Брэндон Хьюи (Brandon Hughey) попросили политического убежища в Канаде, назвавшись дезертирами по соображениям совести. Сержанту Камило Мехиа (Camilo Mejia) грозит военный трибунал за отказ вернуться в Ирак после отпуска: подобное решение сержант объяснил тем, что война в Ираке потеряла всякий смысл. Выступление против американского правления в Ираке - не предательство, и оно не вселяет 'ложного ощущения благополучия террористам', как заявил президент Буш (Bush) новому главе испанского правительства. Это вполне рациональная и высоко моральная реакция на американскую политику всех тех, кто, работая на оккупационные власти, оказался в неприемлемо опасной ситуации.
Эту точку зрения разделяют и 52 бывших дипломата Великобритании, совсем недавно обратившихся с письмом к премьер-министру Тони Блэру (Tony Blair). В послании они указали, что, несмотря на свою поддержку стремления британского премьера оказывать то или иное влияние на ближневосточную политику Соединенных Штатов, 'бессмысленно вставать на сторону политики, обреченной на поражение'.
И по прошествии года с момента начала оккупации складывается впечатление, что американская политика в отношении Ирака обречена на провал во всех смыслах: политическом, экономическом и военном. С политической точки зрения стремление США принести Ираку истинную демократию оказалось полностью дискредитировано. Слишком многим родственникам членов иракского Правительственного совета были предложены весьма выгодные должности и не подтвержденные законом контракты. Слишком многие объединения, требующие проведения в стране прямых выборов, оказались в опале. Слишком много газет было закрыто. Слишком много арабских журналистов было убито в тот момент, когда они пытались выполнить свою работу. Последними жертвами стали два сотрудника телевизионной кампании 'Al Iraqiya', убитые американскими солдатами в тот момент, когда они снимали КПП в Самарре. По иронии судьбы, 'Al Iraqiya' контролируется американскими властями и была создана с целью ослабить влияние 'Al Jazeera' и 'Al Arabiya', так же потерявших за последний год несколько репортеров по вине американских пуль и снарядов.
Планы Белого Дома по превращению Ирака в образцовую либеральную экономику также потерпели крушение. Причиной тому стали многочисленные обвинения в коррупции и бешенство иракцев, которые не получили практически никакой выгоды от реконструкции страны - будь то рабочие места или сфера услуг. Коммерческие ярмарки были закрыты на территории всей страны, инвесторы перебираются в Амман, а, согласно заявлению иракского министра жилищного хозяйства, около 1500 контрактников-иностранцев покинули пределы страны.
Между тем, 'Bechtel' признает, что не может продолжать свою деятельность в 'горячих точках' (холодных точек совсем мало), водители трейлеров бояться перевозить дорогостоящие грузы, а 'General Electric' прекратила работу на стратегически важных электростанциях. Приближается летняя жара, и потребность в электричестве в ближайшее время взлетит до небес.
Оккупация Ирака сама по себе начиналась с призыва к мятежу, призыва, брошенного Соединенными Штатами. За несколько недель до развязывания военных действий, командование ВС США провело 'обстрел' иракских служб безопасности и политических руководителей страны электронными посланиями и телефонными звонками с требованиями отречься от Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Американские боевые самолеты разбросали восемь миллионов листовок с обращением к иракским солдатам, которым предлагалось сложить оружие, в ответ на что американцы обещали не причинить им вреда. После того, как Пол Бремер (Paul Bremer) был назначен на должность главы Временной гражданской администрации Ирака, эти солдаты были уволены. В настоящий момент их опять приняли на службу, в соответствии с проводимой американцами политикой по избавлению от бывших членов партии Саддама БААС.
Это еще один пример губительной некомпетентности оккупационных властей, который должен заставить всех симпатизирующих иракской политике Соединенных Штатов прийти к следующему неизбежному выводу: пришло время мятежа.