'Затем я ударил по шее. Голова отлетела в сторону. Брызнула, как фонтан, кровь. . . Это был радостный момент'. Это не цитата из слов, сказанных иорданским экстремистом Абу Мусабом аль-Саркави (Abu Musab al Sarkawi), руководителем ячейки сопротивления 'Аль-Каиды' в Ираке, лично отрезавшем на прошлой неделе большим ножом голову 26-летнему американцу Нику Бергу (Nick Berg) из Пенсильвании. Тот, кто с такой радостью рассказывал об отсечении головы, был человек, ставший позднее основателем Саудовской Аравии: король Ибн Сауд (Ibn Saud).
Он позволил распространение варианта радикального ислама фанатика Мохаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба (Mohammed Ibn Abd el Wahhab) по всему своему королевству и начал одновременно тайно договариваться сначала с британцами, а затем с американцами, когда в недрах пустыни его страны были открыты гигантские месторождения нефти. Преемники Ибн Сауда вплоть до нынешнего короля Фахда (Fahd) пытались потом исправлять недостойную во всем арабском мире репутацию своей страны как коррумпированной, расточительной и послушной Америке родовой империи, оказывая финансовую помощь самым различным исламским группировкам, в том числе самым радикальным, таким, например, как 'Аль-Каида' Усамы бен Ладена (Osama bin Laden).
На пространстве между Гиндукушем и Средиземным морем переплелось, кажется, все. Кажется, что повторяются исторические процессы. Архаичные образчики насилия, такие, как отсечение головы, кажутся неискоренимыми: в Саудовской Аравии это и сегодня один из видов казни. Саудовская Аравия и США вместе породили таких монстров, как 'Аль-Каида' и талибы, которые теперь стали проблемой для всего остального мира, неся постоянную террористическую угрозу.
Эта картина позволяет лучше понять последние события на Ближнем и Среднем Востоке. Более пристальное внимание привлекает к себе происходящее в Ираке, где американцы в прошлом году изгнали, правда, двух страшных деспотов, но из-за неумелого послевоенного планирования и заносчивого поведения утратили в последнее время большинство симпатий не только в Междуречье. Теперь ко всему добавляется также война фотографий, которая нанесла сверхдержаве громадный, непоправимый ущерб.
Мы каждый раз будем столь же жестокими, как и американские тюремные надзиратели, это, очевидно, хотели сказать экстремисты 'Аль-Каиды' Абу Мусаба аль-Саркави, публикуя кадры видеосъемки ужасной казни Ника Берга. Но отсечением головы перед работающей камерой они показали не только свое безграничное презрение к человеку, но и глубочайшую глупость.
Дело в том, что сомнения, которые стали появляться среди американского населения после публикации кадров из Абу-Граиба относительно смысла всей иракской авантюры, после страшного выступления палачей из 'Аль-Каиды' снова рассеялись. Что бы ни было еще изображено на снимках, рассказывающих о злоупотреблениях военного персонала США в отношении иракских пленных, это, более чем очевидно, не сравнится по жестокости с убийством Саркави заложника.
Но теперь возникла еще большая опасность того, что война в Ираке, которая ведется с помощью снимков с изображением пыток и казней, выйдет из-под контроля полностью. Опасность, что начнут рушиться все нравственные границы, что за жесткими ударами по оккупационным войскам последуют еще более необдуманные удары возмездия, что станет еще больше стрельбы, больше бомбардировок, пыток и отсечения голов. И весь Ирак превратится, как во времена правления Саддама Хусейна (Saddam Hussein), в одну сплошную бойню. И весь мир сможет наблюдать за нынешней восточной драмой в прямом эфире: по телевидению, а у кого хороший желудок, - то и в Интернете.