Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отвратительное соревнование на самые зверские кадры из Ирака демонстрирует моральный упадок человеческой цивилизации. Появившаяся сначала как вспомогательный театр военных действий война кадров обрела самостоятельную жизнь. Но этот упадок объясняется не особой жестокостью кадров. Сегодняшние войны не хуже, не кровавее и не аморальнее, чем во все времена. Но, в конечном итоге, они и не лучше, не бескровнее и не чище. И пусть эти войны не сводятся к непосредственным сражениям народов, а ведутся на расстоянии, с помощью высоктехнологичного оружия, все равно сражения эти не виртуальные, и люди гибнут не виртуально

Отвратительное соревнование на самые зверские кадры из Ирака демонстрирует моральный упадок человеческой цивилизации. Появившаяся сначала как вспомогательный театр военных действий война кадров обрела самостоятельную жизнь

Столкновения в Ираке хоть и ведутся с помощью современной техники, но на уровне каменного века. Заложника-американца, Николаса Берга (Nicholas Berg), похитители обезглавили, записали это архаичное убийство на видео и запустили в виде клипа в интернет.

Заснятая на видео казнь - ответ на снятые цифровой камерой снимки издевательств над заключенными в тюрьме Абу Граиб. Это соревнование на самые зверские кадры демонстрирует моральный упадок человеческой цивилизации.

Запад пестует сказку о чистой войне

Но этот упадок объясняется не особой жестокостью кадров. Сегодняшние войны не хуже, не кровавее и не аморальнее, чем во все времена. Но, в конечном итоге, они и не лучше, не бескровнее и не чище. И пусть эти войны не сводятся к непосредственным сражениям народов, а ведутся на расстоянии, с помощью высоктехнологичного оружия, все равно сражения эти не виртуальные, и люди гибнут не виртуально.

Но какое-то время именно такое впечатление создавалось с помощью фотографий и видео-клипов. Эту сказку о чистой войне поддерживал, главным образом, Запад. Распространенные военными или прошедшие через их цензуру кадры из Багдада, Кабула или Белграда, казалось, прошли химчистку и были очищены от пятен крови. Показывались вспышки от бомб на ночном небе, а не трупы на земле.

Однако последние съемки издевательств и казни свидетельствуют о противоположном. Они не только доказывают, что американцы больше не могут контролировать видеопродукцию с тех пор, как наряду с CNN стала функционировать также и Аль Джазира и, главное, - интернет. Они демонстрируют, что война кадров, возникшая сначала как вспомогательный театр военных действий, обрела самостоятельную жизнь.

Она настойчиво пробилась в центр происходящего, превратив первоначальное намерение в свою противоположность: то, что Запад в пропагандистских целях пытался скрыть с помощью съемок, а именно жестокость конфликта, теперь же с помощью особо жестоких кадров в пропагандистских целях преувеличивается.

Палачи Николаса Берга делают ставку не на шок, который автоматически вызывает видеосъемка этого преступления. Это, действительно, не ново, ведь есть же фотографии захваченного в 1985 г. пассажирского судна Achille Lauro, на которых изображено убийство Леона Клингхофера (Leon Klinghoffer), инвалида в инвалидной коляске, выброшенного затем в море.

Жесточайшее средство психологической войны

Еще более двух лет назад в Карачи была сделана видеозапись казни похищенного американского репортера Даниеля Перла (Daniel Pearl),- он был обезглавлен бандой исламистов. Нечеловеческая жестокость, увековеченная видеосъемкой, как жесточайшее средство психологической войны, известна также и по Магадиши, а также по недавним кадрам из Фаллуджи, где толпа надругалась над трупами американцев и протащила их по улицам города.

Однако новое в видео казни Николаса Берга заключается в том, что эти кадры говорят не о мести, а об оправдании. Убийцы хотят сказать, что это прямой ответ на издевательства американских солдат над заключенными. Запечатленные в мировом сознании недавние снимки пыток иракцев палачи вмонтировали в видеозапись казни американца.

Глаз за глаз, зуб за зуб, - говорит это послание. Чтобы сделать эту символичную картину еще более изощренной, террористы одели свою жертву в оранжевый комбинезон, какие носят заключенные в тюрьмах США в нынешней войне с терроризмом.

Гуантанамо и Абу Граиб - убийцы сознательно показали причинно-следственную связь. Но фактически это неверно, потому что, во-первых, нельзя отвечать насилием на насилие. Какими бы страшными ни были издевательства над заключенными, они не могут быть оправданием убийства человека.

И во-вторых, псевдоморальное оправдание лицемерно, поскольку подобная жестокость имела место в Абу Граибе еще при Саддаме Хусейне.

В войне снимков США приходится обороняться

Тем не менее, видеосъемка казни возымеет свое действие, прежде всего, в арабском и исламском мире. Это демонстрирует, что США и в этой войне кадров вынуждены занять оборонительную позицию. Именно та держава, которая как никакая другая довела до совершенства визуальное ведение войны, вынуждена отныне бояться съемок - фотографий своих собственных поступков так же, как и жестокого видео противника.

Из этой западни, в которую Вашингтон попал после публикации снимков из Абу Граиба, есть только один выход: все, даже самые шокирующие детали дела о пытках, должны быть выяснены. Только так Вашингтон снова сможет прикрыть свои обнаженные фланги, которыми пока пользуются его противники.

Это не уменьшит гнев и насилие террористов. Но, по меньшей мере, в войне кадров правда снова сможет обрести какое-то значение, хотя бы по одну сторону фронта.