Администрация Буша, похоже, не осознает, насколько широко, в том числе и в рядах обеих партий, распространилось мнение, что в Ираке США уже потерпели поражение, или находятся на грани поражения.
Мы не знаем, насколько велика сегодня вероятность, что все усилия США в Ираке обречены на непоправимую неудачу. Однако мы склонны думать, что точка зрения нынешних вашингтонских 'мудрецов' - что Соединенные Штаты уже потерпели поражение, и остается только найти способ выбраться из этой ситуации с наименьшим ущербом - является чересчур пессимистичной: это паническая реакция на трудности, возникшие в Фаллудже и с Муктадой аль-Садром, а также катастрофические разоблачения, связанные с тюрьмой Абу Граиб. Кроме того, нас просто ужасает, с какой бесцеремонностью и безответственностью люди, представляющие как левое, так и правое крыло политического спектра, заявляют сегодня, что нам следует просто вывести войска, а Ирак пусть катится к черту. Нам непонятно, как те же люди, что справедливо возмущаются издевательствами американцев над иракскими заключенными, способны с необыкновенной легкостью оставить все население Ирака наедине с весьма вероятной перспективой ужасающей гражданской войны, за которой неизбежно последует жестокая диктатура. Избавьте нас от такого 'гуманизма'.
Слава Богу, президент, по его собственным словам, полон решимости держаться до победного конца. Слава Богу, в Демократической партии есть еще стойкие люди вроде сенаторов Джо Байдена (Joe Biden), Джо Либермана (Joe Lieberman) и Эвана Бэя (Evan Bayh), которые борются против нарастающих требований в пользу вывода войск в рядах их собственной партии. Но отнюдь не только левые демократы и республиканцы-изоляционисты теряют уверенность в том, что войну можно выиграть. Администрация Буша, похоже, не осознает, насколько широко, в том числе и в рядах обеих партий, распространилось мнение, что в Ираке США уже потерпели поражение, или находятся на грани поражения. В каком-то смысле не так уж важно, является ли подобное восприятие ситуации в Ираке, разделяемое как элитой, так и народными массами, слишком упрощенным и чересчур пессимистичным.
Так что мы действительно можем 'потерять' Ирак, если администрация Буша по-прежнему будет считать, что она в состоянии упорно придерживаться нынешней военно-политической стратегии без радикального изменения курса, без смелых и решительных действий, способных остановить развитие событий по нисходящей траектории. Существующий план администрации Буша относительно Ирака состоит в том, чтобы подождать, пока эмиссар ООН Лахдар Брахими (Lakhdar Brahimi) в конце мая назовет состав временного правительства, состоящего из иракцев, которое приступит к исполнению обязанностей с 1 июля, а затем готовиться к выборам, намеченным на январь 2005 года. Пару месяцев назад этот план можно было назвать вполне адекватным. Но этого явно недостаточно, чтобы справиться с вновь возникшими проблемами.
Одной из главных ошибок, совершенных администрацией Буша за последний год, можно назвать то, что она не ускорила проведение выборов в Ираке. Да, многие, как в самой администрации, так и в широких политических кругах страны, уже давно и громогласно требуют передать в руки иракцев больше ответственности, особенно в том, что касается боевых действий и потерь. Но единственное, чего не желали передать иракцам даже многие из этих их друзей - это права выбирать собственное руководство. А это - ошибка.
На наш взгляд, в нынешних условиях существующий план администрации не позволяет достаточно быстро обеспечить реальную передачу иракцам суверенных прав. Когда чиновник ООН указывает иракцам, кто будет их следующим премьер-министром - это не назовешь реальным суверенитетом. Мы сильно сомневаемся, что объявление состава нового временного правительства - которое состоится через три-четыре недели, а само правительство сможет приступить к исполнению обязанностей лишь через два месяца - способно оказать на общественное мнение в Ираке достаточное воздействие, чтобы преодолеть негативный имидж американских солдат, возникший в связи с издевательствами над иракскими заключенными. Ближайшие несколько недель будут иметь критическое значение.
Мы не утверждаем, что знаем панацею от всех бед. Но, на наш взгляд, одним из вариантов выхода из нынешнего кризиса мог бы стать перенос выборов на несколько месяцев вперед, скажем, на сентябрь. Администрация могла бы в самое ближайшее время выступить с заявлением, что всеобщие выборы в Ираке состоятся 30 сентября. Брахими может продолжать свою работу, определяя состав временного правительства, но всем станет ясно, что главной задачей нового правительства является руководство страной в переходный период, до прихода к власти избранного народом руководства - в первую очередь, подготовка выборов при помощи США и международного сообщества.
Ускорение выборов даст нам ряд преимуществ. Во-первых, изменится сам предмет дискуссий. Вместо того, чтобы сосредоточивать весь свой гнев на американцах, иракцам волей-неволей придется переключить внимание на предстоящие выборы: ведь на них каждый без исключения взрослый житель страны получит возможность внести личный вклад в определение ее будущего. Во-вторых, если выборы состоятся в ближайшее время, каждый акт насилия в Ираке будет восприниматься как покушение не только на американцев, но и на предвыборный процесс, а значит - и на демократию.
Повстанцы превратятся из врагов США во врагов демократии. Суннитам следует дать понять: если вам нужно больше власти, приступайте к организации выборов. Сунниты, прибегающие к насилию, лишают суннитское население шанса на справедливое представительство во власти, ведь акты насилия, направленные на срыв голосования, могут привести к отмене его результатов в соответствующих районах. Близость выборов должна побудить 'мирное большинство' суннитов и шиитов занять четкую негативную позицию по отношению к партизанам, стремящимся получить власть силой оружия, а не на избирательных участках.
В-третьих, накануне выборов военные акции американцев будут расцениваться не как простые попытки подавления повстанческих движений в Ираке, но как неоценимая поддержка предвыборного процесса и демократии. Получится, что американцы сражаются за то, чтобы у иракцев как можно скорее появился шанс сделать свободный выбор. В-четвертых - и это тоже весьма важно - решение об организации выборов в Ираке через несколько месяцев способно внушить самой Америке больше уверенности, что ситуация в Ираке может измениться к лучшему. Так ли уж важно, когда проводятся выборы - в январе 2005 г. или в сентябре 2004? В нормальной обстановке, это, возможно и не имеет особого значения. Но нынешнюю ситуацию нельзя назвать нормальной.
С точки зрения общественного восприятия и психологии, что в Ираке, что в самих Соединенных Штатах, перенос выборов на сентябрь, на наш взгляд, способен изменить очень многое. Что же касается справедливых утверждений, что предлагаемые нами сроки приведут к спешке и чреваты несовершенством выборного процесса, и он во многом может пройти не так, как надо - мы согласны. Но даже несовершенные выборы в Ираке помогут создать ощущение, что в политическом плане дело сдвинулось с мертвой точки, что начался переход к легитимному самоуправлению - а это даст нам шанс улучшить ситуацию.
Помимо определения новой даты выборов, администрации придется принять и другие меры. Она должна существенно увеличить численность войск в Ираке, чтобы создать более безопасную обстановку для проведения выборов. Конгрессмен Джон Мурта (John Murtha) подвергся нападкам со стороны республиканцев за утверждения, что мы вряд ли добьемся успеха в Ираке без радикального увеличения численности войск. Обвинения против Мурты - просто глупость, потому что он прав. Весь Ирак охвачен пламенем, а Пентагон продолжает делать вид, будто ничего особенного не происходит. Все американские военные в Ираке, с кем нам довелось поговорить, в один голос жалуются на нехватку солдат и техники. Любые поездки на большей части территории Ирака сегодня небезопасны. Это очень плохо, даже если бы нам не нужно было готовиться к выборам. Но возможно, после объявления о выборах Пентагону придется преодолеть свое высокомерное упрямство и усилить наш контингент.
Наконец, администрация должна использовать перенос выборов, чтобы еще раз попытаться добиться помощи от Европы и международного сообщества. Франции и Германии можно будет разъяснить, что теперь, направив войска в Ирак, они окажут помощь не нашему оккупационному режиму, а выборному процессу. Да и помимо войск, европейцы могли бы оказать финансовую и техническую помощь, столь необходимую для организации выборов. На наш взгляд, европейцы вряд ли ответят отказом на просьбу о помощи в ускорении выборного процесса в Ираке. Таким образом, администрация Буша сможет продемонстрировать американскому народу реальные успехи в обеспечении поддержки международного сообщества. Это тоже поможет развеять пораженческие настроения у нас в стране.
Как мы уже отмечали, эти предложения - не панацея. Помимо преимуществ, они связаны и с риском. Если у кого-то есть идея получше, мы с удовольствием его выслушаем. Но если администрация не предпримет немедленных и радикальных действий, ей, возможно, действительно не избежать поражения.