Существует такое клише о 'новом русском': он ездит на 'Феррари', носит костюмы от Версаче (Versace) и легко расстается с пачками долларовых купуюр, покупая бриллианты. Это любимое клише, возможно, вскоре придется забыть, поскольку миллиардеры в России, как это кажется, открыли для себя такое понятие, как скромность.
Повод для такого предположения дает последняя публикация списка 36-ти самых богатых людей страны. Российское издание финансового журнала 'Forbes' назвало их вчера поименно. Впереди всех - арестованный бывший глава нефтяного концерна ЮКОС Михаил Ходорковский с состоянием, которое оценивается в 15,2 миллиарда долларов США. За ним следует Роман Абрамович, купивший недавно британский футбольный клуб 'Челси', его состояние - 12,5 млрд. долларов США.
Среди остальных 34-ти миллиардеров появление списка вызвало, очевидно, неприятное чувство. Обсуждение на публике вопроса о личном богатстве заставляет повышаться артериальное давление, заявил один из них московской газете 'Ведомости'. Тот, кто появляется в одном из таких списков, должен опасаться стать объектом для активизировавшихся в последнее время органов юстиции, разъяснил другой миллиардер опасные последствия появления такого рейтинга. Оба предпочли бы сохранять инкогнито. Достаточно того, что их имена значатся в списке.
'Тот, кто спешит стать богатым, станет должником', - напоминал еще царь Соломон. Если посмотреть на список 36-ти миллиардеров России, то почти не найдешь ни одного человека, кому бы потребовалось для того, чтобы собрать свои первые миллиарды, более десяти лет. Средства, которыми они при этом пользовались, могли быть, в лучшем случае, полузаконными. И это именно то, что должно интересовать российские органы юстиции, и что готовит людям, получившим свои деньги таким образом, неприятности.
Если бывший глава ЮКОСа будет осужден за свои махинации с налогами, то затем по логике вещей должно состояться еще много судебных процессов, которые вряд ли оставят безнаказанными названных журналом 'Forbes' владельцев фирм. По логике вещей, - так как до сих пор в России это было иначе. Для богатых нескромность не имела последствий. Теперь, по крайней мере, такого больше нет.