Москва, 14 мая 2004 года. По прошествии почти 3 лет с момента нападений 11 сентября Америка все еще занята поисками источников энергоносителей помимо Ближнего Востока, а у России есть на продажу много нефти.
Однако после многочисленных встреч и переговоров на высоком уровне когда-то многообещающий американо-российский энергетический диалог, как заявляют официальные лица США и иностранные и российские энергетические компании, превратился в бессвязное бормотание.
Что еще хуже, многонациональные компании вроде "Exxon Mobil" теряют свои позиции в конкурентной борьбе за многообещающие нефтяные и газовые проекты в России. В январе с.г. "Exxon Mobil" потеряла лицензию на важную концессию на добычу нефти на о. Сахалин на российском Дальнем Востоке, где работы пока не начинались.
Так что же случилось? Арест нефтяного магната - миллиардера и основателя компании ЮКОС Михаила Ходорковского был не более чем завершающим ударом. Г-н Ходорковский до своего заключения в тюрьму ратовал за увеличение объемов экспорта нефти на Запад и даже обещал построить трубопровод в Китай. Кремль усмотрел в этих действиях угрозу своему могуществу. (Согласно появившемуся в среду сообщению агентства "Reuters", последняя просьба г-на Ходорковского об освобождении из-под стражи под залог была отклонена Московским городским судом.)
Но на горизонте появился еще один фактор: в момент, когда мировые цены на нефть резко взлетели, а российские производители гребут деньги лопатой, правительство больше не считает себя вынужденным продавать нефть Америке. (В четверг на Нью-йоркской торговой бирже цена сырой нефти, запланированной к поставке в июне, увеличилась на 31 цент и достигла 41,08 долл. США за баррель.)
Желанный трубопровод из района Каспийского моря в заполярный российский порт Мурманск, откуда нефтяные компании могли бы отправлять нефть морем в Соединенные Штаты, вероятно, построен не будет. Вместо этого Кремль ведет переговоры о строительстве трубопровода в порт Находка на Японском море, откуда нефть будет доставляться в Восточную Азию; правительство Японии предлагает профинансировать осуществление этого проекта, обещая 6 млрд. долл. США.
А тем временем война в Ираке осложнила отношения между США и Россией, которая поддержала Францию и Германию в их оппозиции этой войне.
"Что-то явно неладно в американо-российских отношениях в последние 3 года, а результаты энергетического диалога не впечатляют", - говорит Тимофей Бордачев, директор независимой исследовательской организации "Институт внешней и оборонной политики" в Москве.
Питер Вестин (Peter Westin), экономист инвестиционной группы "АТОН" (Aton), разъясняет: "Энтузиазм пропал, так как высокие цены на нефть дают России более сильные рычаги влияния. К тому же Ходорковскому укоротили руки, и это, в числе многого прочего, посылает нефтяным компаниям сигнал, что им тоже следует быть осторожными".
В 2003 году американские компании "Exxon Mobil" и "Chevron Texaco" объявили, что заинтересованы в покупке части богатых запасов нефти России, а французская компания "Total" и группа "Royal Dutch/Shell" не были исключены из числа претендентов, несмотря на то, что обе утверждали обратное.
Но после покупки английской компанией "British Petroleum" (ВР) за 6,15 млрд. долл. США части российской компании ТНК никаких других масштабных сделок между крупными иностранными и российскими нефтяными компаниями заключено не было.
Российское министерство энергетики сейчас пересматривает некоторые соглашения, подписанные в 1990-х годах, например, концессию "Сахалин-3" на расположенном вблизи Японии о. Сахалин, выданную компании "Exxon Mobil" в 1993 году. Министерство заявляет, что эту концессию следует снова выставить на торги.
"Я удивлен, что это дело не вызвало более серьезных протестов", - заявил в интервью Гленн Уоллер (Glenn Waller), вице-президент компании "Exxon Mobil", занимающийся делами в России. Американская торговая палата и Деловой совет "США-Россия" в Москве пишут письма протеста, добавил он. "Они считают это делом принципа, а не просто вопросом, который касается одной или двух компаний".
Никакой даты нового тендера по данной концессии не было названо.
Но даже российские нефтяные компании говорят, что энергетический диалог будет буксовать до тех пор, когда будут заключены новые контракты между отдельными компаниями, даже между мелкими и средними энергетическими концернами.
"Стартер имеется, но двигатель не запускается", - сказал в интервью в апреле с.г. основатель российской нефтяной компании "Лукойл" Вагит Алекперов. "Очень многое произошло на высоком уровне, когда переговоры вели Герман Греф и Дон Ивэнс (Don Evans), - заявил он, имея в виду министра экономического развития и торговли РФ и американского министра торговли. - Они были движущей силой. Но этот диалог не следует ограничивать только правительственным уровнем; его должны продолжать компании, а этого не происходит".
"Лукойл", выступавшая за строительство трубопровода к Мурманску, выдвинулась в качестве самой активной российской компании в деле продажи нефти Соединенным Штатам. Прошлой осенью она открыла сеть красно-белых автозаправочных станций в районе Большого Нью-Йорка, часть из которых была куплена у американской компании "Getty" в 2000 году.
Тем не менее, Россия в основном отказалась от соглашений о разделе продукции с иностранными нефтяными компаниями, а рекордно высокие мировые цены на нефть позволили России роскошь отказаться от продажи части акций крупных российских производителей нефти.
"Они решили, с учетом улучшения экономического состояния и более высоких рейтингов от международных кредитно-рейтинговых агентств, что все прежние стимулы, которые они предлагали иностранным компаниям для инвестирования в России, больше не нужны", - сказал А. Грант Маккри (A. Grant McCrea), партнер адвокатской группы юридической фирмы "Dewey Ballantine". "Exxon Mobil", по всей видимости, не сможет выиграть в российском суде дело об отобранной лицензии, добавил он.
"Я бы удивился, если бы в ближайшем будущем нас ожидали очень крупные инвестиции иностранных капиталов в российский нефтяной бизнес, - сказал Роберт Дадли (Robert Dudley), исполнительный директор совместного предприятия ТНК-ВР, которое появилось в результате единственного на сегодняшней день успешного слияния западного и российского нефтяных концернов. ВР в 2003 году купила долю ТНК, чтобы получить доступ к российской нефти. На долю совместного предприятия ТНК-ВР сегодня приходится каждый пятый баррель добываемой BP нефти.
В придачу ко всему остальному политика Кремля также привела к изменению взглядов на перспективы американо-российского энергетического сотрудничества.
Победа с подавляющим преимуществом в голосах на президентских выборах в марте дала г-ну Путину мандат на "переключение передач": после того, как в течение своего первого президентского срока он добивался увеличения экспорта российской нефти, сегодня российский президент хочет обложить внутренний нефтяной сектор большими налогами и диверсифицировать экономику страны, отказавшись от исключительного упора на энергоносители.
Первоочередной целью Путина в его первый срок являлось установление контроля над страной и воссоздание фискальных резервов, - заявил главный стратег московского ЗАО "Альфа-Банк" Кристофер Вифер (Christopher Weafer). - Этого он мог добиться единственно путем восстановления добычи и экспорта нефти. Но это был всего лишь первый этап более широкого плана. Сегодня в его повестке стоит диверсификация экономики".
"Россия умеет выдерживать золотую середину, - добавил он. - Они вели такую игру с Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и с ценами на нефть, и они так же вели себя в российско-американском энергетическом диалоге. В то время это отвечало задачам внутренней повестки Путина. Сегодня все полностью изменилось, и в его интересах не торопиться с привлечением инвестиций в нефтяной сектор".
Фиона Хилл (Fiona Hill) из Брукингского института в Вашингтоне с этим согласна. "Путин пересматривает свои приоритеты, - сказала она, - и вопрос о том, где он желает видеть Россию на мировой энергетической арене".
А между тем президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), вероятно, с головой окунется в кампанию за свое переизбрание, что может отложить новый диалог по энергетике.
И все-таки американские нефтяные компании не могут себе позволить отказаться от российской нефти, говорит ведущий аналитик Центра глобальных энергетических исследований (Center for Global Energy Studies) в Лондоне Джулиан Ли (Julian Lee).
"Россия становится все более важной для международных нефтяных компаний в целом, - сказал г-н Ли. - Это та часть земного шара, где, по мнению производителей нефти, все еще остались громадные запасы. И мы еще увидим, как компании станут пытаться добраться до них в России так или иначе".