Специалистов пыточного ремесла не удивляют подробности рассказов о том, что творится в американских тюрьмах в Ираке, которые все продолжают всплывать в прессе. Чем больше таких свидетельств появляется на свет, тем яснее становится, что вряд ли это дело рук горстки садистов и извращенцев - скорее работа, проводимая в полном соответствии с утонченными современными методами пыток.
Шерман Кэрролл (Sherman Carroll), сотрудник лондонского Медицинского фонда помощи жертвам пыток, работавшего в последние тридцать лет с десятками тысяч случаев применения пыток, заявил вчера: '(Этих людей - пер.) уже невозможно выставить паршивыми овцами. Это все более четко выглядит как систематический процесс. Методы (пыток - пер.) явно пытались с помощью психологов подогнать под менталитет мусульманского населения', сказал он, комментируя сообщения о насильственном раздевании (заключенных - пер.), имитации орального секса с ними, насильственной мастурбации и выстраивании пирамид из полностью раздетых людей, которые, судя по всему, были предназначены специально для психологического воздействия на мусульман.
Методики пыток, основанные не на причинении пытаемому физической боли, а на его психологической дезориентации были впервые применены в России и Китае после Второй Мировой войны. В них входили разнообразное унижение человеческого достоинства, глухая изоляция, дезориентация и лишение сна, тепла, воды и пищи. От КГБ и китайской тайной полиции этот опыт перешел к северокорейским спецслужбам, которые использовали его против граждан Великобритании во время Корейской войны.
Подобные же методы применялись и британской военной разведкой в колониях, например в Кении, в Адене и на Кипре. Они же были перенесены в Северную Ирландию. В 1970 году в одной из разведывательных частей британской армии 12 подозреваемым в связях с ИРА (ИРА - Ирландская республиканская армия - ирландская сепаратистская организация, оказывающая сопротивление властям Великобритании в Северной Ирландии - пер.) не давали есть и спать, надевали на головы глухие капюшоны и заставляли их опираться на стены кончиками пальцев, проигрывая им прямо в уши громкие звукозаписи высокочастотных радиопомех. Когда это дело выплыло наружу, страсбургский Международный суд по правам человека (Court of Human Rights) признал такие действия антигуманными и унизительными и объявил их вне закона. Они были запрещены в 1971 году правительством Эдварда Хиса (Edward Heath, премьер-министр Великобритании с 1970 по 1974 гг. - пер.)
В те годы, когда главной угрозой Западу был не терроризм, а 'холодная война', общество пошло против пыток. В 1984 году была принята Конвенция ООН против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Международное сообщество во главе с Государственным департаментом США проводило масштабные акции по выявлению случаев применения пыток. Госдепартамент до сих пор выпускает ежегодные доклады, в последнем из которых упоминались Бирма, Египет, Эритрея, Иран, Израиль, Иордания, Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис и Турция.
Хотя Соединенные Штаты вместе с Великобританией и подписали эту конвенцию, в обеих странах подготовка специалистов по пыткам продолжалась. В тренировочном лагере в Эшфорде, графство Кент, и на бывшей американской военной базе в местечке Чиксендс используется специальная тактика для подготовки солдат к возможному пленению в тылу врага. Специальная программа R2I ('Сопротивление допросам'), расcчитанная на 48 часов, включает раздевание догола и сексуальное унижение как элемент системы подавления психики.
Однако в 1997 году стало ясно, что Соединенные Штаты используют эти методики и против своих врагов. Тогда достоянием общественности стали два руководства ЦРУ по проведению допросов. В них излагалась такая концепция: после задержания подавленное состояние задержанного должно быть продлено с помощью намеренного разрушения факторов, от которых зависит чувство самоопределения заключенного: определение местонахождения, привычки, внешний облик, отношения с другими людьми. В одном из руководств говорится: 'Содержание в заключении следует планировать таким образом, чтобы разрушить мысленную связь (заключенного - пер.) со всеми известными ему и внушающими чувство уверенности факторами'.
Согласно руководству, психологическое подавление более эффективно, чем причинение физической боли: 'Угроза насильственного воздействия обычно более эффективно ослабляет или совершенно разрушает сопротивление, нежели само насильственное воздействие'. Иначе говоря, угрозой причинить боль можно добиться гораздо большего, чем причиняя ее. От физической боли допрашиваемый может признаться в том, чего никогда не делал, но только психологическая боль ломает 'внутреннюю мотивацию сопротивления' заключенного.
В июне прошлого года президент Буш отверг обвинения в том, что Соединенные Штаты использовали пытки в Афганистане, Гуантанамо и Ираке, однако в среду его министр обороны Дональд Рамсфельд признал факты того, что заключенным не давали спать, изменяли их питание и подвергали различным видам давления.
По сообщению американской правозащитной организации Human Rights Watch, юристы Пентагона разработали 'матрицу' допустимого давления из 72 пунктов, включающую раздевание заключенных догола, жесткое световое и шумовое воздействие, надевание на голову глухого колпака, температурное воздействие от 110 до 10 градусов по Фаренгейту (от +43 до -12 градусов Цельсия - пер.) и связывание тела в неудобном положении. Применение более жестоких мер воздействия должно согласовываться с вышестоящим командованием, но также допускается. Рекомендации юристов и матрица 'градации уровней воздействия' засекречены. Были и попытки оправдывать применение пыток тем, что формально заключенные содержались под стражей властями других стран.
Кроме этого, прошлой осенью в Ираке была введена система из пятидесяти с лишним 'методов силового воздействия', когда командование военными тюрьмами принял на себя генерал-майор Джеффри Миллер (Geoffrey Miller), прибывший из Гуантанамо. Защитники ужесточения режима говорят о том, что силовое воздействие не доходит до пыток, но защитники прав человека опровергают такие высказывания. По словам Ш. Кэрролла, Конвенция о запрещении пыток гласит, что пыткой считается любой факт причинения 'сильной боли или физических или умственных страданий'.
Пытки критикуют и за то, что эти методики просто не срабатывают. Кэрролл говорит, что 'из-за пыток происходят галлюцинации, и (получаемые под пыткой - пер.) признания могут оказаться неправдой. Также никто не уверен в том, что те, кто проводит допрос, в состоянии провести четкие грани между 'градациями уровней воздействия'. В свое время в Израиле законным считалось применение 'средней степени физического воздействия', в результате чего к тому моменту, когда Верховный Суд Израиля в 1999 году запретил сотрясение тел, надевание колпаков, пытку 'лягушка' (удержание тела человека в положении, напоминающем позу лягушки - пер.), пытку сидением в одном и том же положении и лишение сна, всего пыткам подверглось около 85 процентов палестинских заключенных - а это тысячи людей.
Несмотря на это, в прошлом году данная практика, похоже, находила все более широкое применение; глава американской компании-подрядчика, замешанной в пытках иракских заключенных в тюрьме Абу Грейб, ездил уже в этом году в израильский 'антитеррористический' тренировочный лагерь на оккупированных территориях на Западном Берегу Иордана.
При этом представители США заявляют, что пытки все же дают результат. По их словам, главный подозреваемый в связях с 'Аль-Каидой' Абу Зубейда (Abu Zubaydah) в результате 'интенсивного допроса' раскрыл детали подготавливаемого террористического акта с применением 'грязной бомбы' (обычного взрывного устройства или распылителя, поражающим элементом которого являются частицы радиоактивного вещества; применяется с целью радиационного загрязнения территории - пер.).
Однако есть люди, которые утверждают, что, даже если и удается с помощью пыток добиваться каких-либо результатов, они все равно неприемлемы. По словам господина Кэрролла, 'в Медицинский Фонд помощи жертвам пыток снова приходят те, кто пострадал от саддамовского режима. На недавно опубликованных фотографиях они увидели те же пытки, которым их подвергали при Саддаме'.