Поражение индийского правительства явилось крупным политическим шоком, сравнимым, пожалуй, только с одним неожиданным провалом на выборах в Индии - проигрышем Индиры Ганди (Indira Gandhi) в 1977 году. Тогда, как и сейчас, все комментаторы и аналитики были убеждены, что действующий премьер одержит победу; тогда, как и сейчас, оппозицию списывали со счетов; тогда, как и сейчас, индийские избиратели бросали яйца в политиков и представителей СМИ. Выборы 1977 и 2004 годов занимают значительное место в истории демократии Индии. Злой и обидчивый электорат, отказывающийся делать то, что он должен делать - это вещь занятная.
Диктаторский "чрезвычайный" режим Ганди, введенный после того, как ее в обвинили в подтасовке результатов выборов 1975 года и просуществовавший 2,5 года, характеризовали многочисленные нарушения гражданских и гуманитарных прав, включавшие насильственную стерилизацию и вазэктомию. Коалиция Национального демократического альянса (НДА), ядро которого составляет Бхаратия джаната парти (БДП) - партия Атала Бихари Ваджпаи (Atal Bihari Vajpayee), ни в коей мере не являлась диктатурой. Однако ее лидеры предпочитали не замечать некоторых ужасных вещей, особенно массовых убийств мусульман в штате Гуджарат, где само руководство штата, состоявшее в основном из активистов БДП, было обвинено в причастности к резне 2002 года. Успех партии Конгресс в Гуджарате дает основания полагать, что избиратели по горло сыты пережитым, подобно тому как в 1977 году электорат выразил свое отвращение к жестокостям правительства Индиры Ганди, провалив ее на выборах.
В ходе этих выборов на гребне волны оказались старейшие политические противники, точно так, как это произошло и в 1977 году. Тогда, как и сейчас, значительная часть городской буржуазии голосовала за правительство, а доведенные до нищеты массы населения, в основном сельского, в большинстве своем голосовали против него. Битва за главенство в принятии решений о будущей судьбе Индии в определенной степени всегда была битвой между городом и деревней. В этой битве с одной стороны стоит урбанизированная промышленная Индия, за которую выступал социалист Джавахарлал Неру (Jawaharlal Nehru) и сторонники свободной рыночной экономики, архитекторы стратегии "сияющей Индии", где успешный класс капиталистов штурмует высоты экономики. По другую сторону фронта - огромная сельская Индия, любовь Махатмы Ганди (Mahatma Gandhi), где проживает три четверти населения страны, не получившего ни малейших дивидендов от происходящего экономического подъема.
Не случайно наиболее сокрушительное поражение правящая коалиция потерпела в штатах Андра Прадеш и Тамил Наду, которые добились размещения на своей территории производственных мощностей компьютерного гиганта "Microsoft". "Microsoft" пробудил от вечной спячки 'второсортные города' типа Мадраса, Бангалора и Хайдарабада, превратив их в быстрорастущие технологические центры. В результате богатые еще больше разбогатели, а уделом бедных фермеров этих штатов стало продолжающееся из года в год снижение уровня жизни. Пропасть между богатыми и бедными в Индии сегодня глубока как никогда, и именно в эту пропасть провалилось правительство страны.
Всепроникающая стратегия НДА "сияющая Индия" вызвала неожиданную реакцию отторжения. Точно так же в дни поражения Индиры Ганди ее грандиозный лозунг "Гариби Хатао" - ("Ликвидировать бедность") был удачно трансформирован политическими оппонентами в "Индира Хатао" ("Ликвидировать Индиру").
Индийская деловая элита поспешила поздравить партию Конгресс с победой. Еще предстоит увидеть, как смена правительства повлияет на доверие рынка. Но неимущие слои населения Индии нанесли мощнейший удар по предположениям и оценкам капитанов страны от политики и экономики. Все партии должны усвоить важный урок: игнорирование проблем благосостояния масс - очень рискованное дело.
У меня есть два пожелания к новой эпохе. Первое: следует прекратить все дебаты по вопросу "инородства". Те из нас, кто составляет часть индийской диаспоры за рубежом, кто в течение многих лет боролся за признание индийцев в качестве полноправных граждан стран, где мы осели, где родились и выросли наши дети, считают чрезвычайно неприятными нападки на лидера партии Конгресс, вдову убитого премьер-министра Раджива Ганди (Rajiv Gandhi) Соню Ганди (Sonia Gandhi) в связи с ее итальянским происхождением. Еще более неприятными были заявления БДП о том, что ее дети, дети Раджива Ганди, также являются "инородцами". Долг платежом красен. Если индийцев, живущих за пределами Индии, считают "своими" на новой родине, то тем, для кого Индия стала родным домом, каковым она стала 40 лет назад для Сони Ганди, следует оказывать такое же уважение. Что показательно, избиратели продемонстрировали, что им нет дела до раздутых проблем "инородства". Один из лидеров БДП сразу после поражения своей партии имел глупость сказать, что считает позором для Индии иметь главой государства иностранку. Такие выпады - одна из причин провала БДП. Эта партия дышит расизмом, поэтому она должна уйти.
Мое второе пожелание состоит в том, чтобы спасти историю Индии от экстремистов и идеологов. Ушедшее в отставку правительство выдвинуло целый ряд тревожных инициатив, базирующихся на политизированном подходе к изучению и оценке истории страны. Оно навязывало школам и колледжам Индии учебники, пропагандирующие ограниченное, ревизионистское и узко националистическое видение прошлого государства. Оно подвергало осмеянию работы величайших индийских историков, таких как профессор Ромила Тхапар (Romila Thapar). Похоже, БДП хотела трансформировать наше восприятие прошлого, чтобы увеличить великодержавные устремления в настоящем. Партия Конгресс и ее союзники могут восстановить атмосферу холодной беспристрастности, которой требует подлинная наука.
Хоть и приятно видеть такие масштабные проявления демократии, не следует осыпать новое правительство несдержанными похвалами. Время покажет, насколько прочна новая коалиция. Партии Конгресс придется вновь научиться искусству государственного управления после многих лет пребывания не у дел. А Соня Ганди, уже показавшая свой бойцовский характер, должна делами доказать, что она не просто "согревает" кресло премьера для сына или дочери, а является настоящим лидером, способным объединить людей.
Время также покажет, не скинет ли перешедшая в оппозицию БДП маску сдержанности, которую надел на партию Ваджпаи в годы пребывания у власти, и не станет ли она разжигателем религиозно-общинной розни. Если это произойдет, предстоящие годы будут наполнены конфликтами и насилием.
А пока мы можем наслаждаться этим редким и сладостным моментом надежды.
Салман Рушди является автором многочисленных романов и очерков. Его последняя книга "Переступи через эту черту" содержит подборку очерков.