Теракт 9 мая, который привел к гибели президента Чеченской республики, наглядно продемонстрировал россиянам и мировому сообществу несостоятельность политики Президента В.В.Путина по урегулированию чеченского конфликта. По всей видимости, российское руководство возьмет курс на ужесточение мер против сепаратистов. Однако выбор нового лидера, способного заменить Кадырова, задача не из легких, и Москва столкнется с необходимостью полного пересмотра своей чеченской политики.
Теракт, запланированный террористами на время празднования 59-й годовщины победы во Второй мировой войне, в мгновение ока унес жизнь руководителя Чеченской республики.
Следует отметить, что органы правопорядка предприняли беспрецедентные меры безопасности, учитывая то обстоятельство, что в 2003 году в День Победы также имела место акция террора. Факт успешного выполнения замысла террористов может говорить о высокой вероятности того, что их приверженцы были в правительстве Кадырова. Сепаратисты наглядно продемонстрировали свою дееспособность, они в состоянии организовывать теракты, ускользая от служб безопасности.
Нельзя отрицать и тот факт, что после теракта 11 сентября в США деятельность вооруженных формирований чеченских сепаратистов стала рассматриваться сквозь призму борьбы с терроризмом.
В течение года сепаратисты провели более 10 терактов, включая взрыв в московском метро, который привел к гибели 40 человек. Это свидетельствует о том, что вооруженные формирования, неспособные вести боевые действия, активизируют террористическую деятельность.
9 мая Президент России В.В. Путин, заявив о том, что 'террористов ждет неотвратимое возмездие', обозначил стремление ужесточить курс, направленный на ликвидацию боевиков.
Однако недавняя трагедия явно продемонстрировала ограниченность подхода российской власти к чеченской проблеме, заключающегося в установлении контроля над Чечней с опорой на лояльное федеральному центру руководство республики.
Сотрудничество с А.Кадыровым, ведущим исламским деятелем Чечни, обладавшим боеспособными вооруженными формированиями, отвечало интересам российского руководства. В Москве четко понимали, что Кадыров может способствовать дестабилизации обстановки в республике, если его не привлечь на сторону федеральной власти. Замысел Кремля заключался в том, чтобы максимально уменьшив потери российской стороны, подтолкнуть чеченцев к междоусобной борьбе.
Теперь нелегко будет найти подходящую кандидатуру на пост руководителя Чечни, учитывая тот факт, что на данный момент в республике нет человека, способного самостоятельно действовать в условиях господства системы родовых отношений.