Убийство президента Чечни Ахмада Кадырова трудно назвать неожиданной новостью. В конце концов, на его жизнь покушались уже 17 раз, в том числе его пытались взорвать вместе с собой три женщины-самоубийцы. Основным сюрпризом стала продемонстрированная Кремлем неожиданная публичная близость с его сыном. Через несколько часов после убийства по телевидению была показана встреча, на которой Рамзан Кадыров принимал соболезнования президента России Владимира Путина. Днем позже он был назначен на должность заместителя председателя правительства Чечни, что сделало его самым высокопоставленным чеченцем в разрушенной войной республике. Будет ли следующим шагом Кремля назначение его на пост отца? Если да, то это, по мнению большинства экспертов, послужит доказательством того, насколько провалилась политика Путина в Чечне.
Даже в этой республике, где люди очерствели от десятилетия непрекращающегося насилия, Рамзан Кадыров является непривычно жестокой фигурой. Как сообщает российская правозащитная организация "Мемориал", его ужасный послужной список в качестве руководителя полуторатысячной частной армии включает в себя похищение людей, вымогательство и пытки. Одна из жертв в письменных показаниях, отправленных в Генеральную прокуратуру, рассказывает о пытках, применявшихся к ней с целью получения признания о подготовке теракта против одного из политических противников Ахмада Кадырова. В другом случае, как сообщается, Кадыров-младший вымогал у министра образования республики 50000 долларов США. Когда чиновник пожаловался отцу Кадырова, люди Рамзана избили министра до полусмерти, вспоминает один из живущих в Москве чеченских лидеров. Сам сын президента последовательно отрицает все обвинения, говоря, что он только является главой службы безопасности президента республики.
Зачем Кремлю понадобилось намекать о поддержке такого жестокого, как утверждается, человека? Имея Кадырова-младшего на посту президента, Кремль сможет сохранить нетронутой сложную, основанную на кланах систему власти, созданную и управляемую его отцом. Противники Кадырова высказывают предположение, что Москва на самом деле предпочла бы слабого и неопытного руководителя, который вряд ли покончит с нынешним беззаконием. В беспорядке и неразберихе гораздо легче растрачивать выделяемые на помощь деньги. И, с самой циничной точки зрения, "хаос выгоден российской армии. Она может сказать: 'Посмотрите, что происходит в Чечне. Нам нужно больше денег'", - говорит бывший спикер российского парламента Руслан Хазбулатов.
Чеченец по происхождению, живущий в Москве профессор экономики Хазбулатов хотел бы стать следующим президентом Чечни. Хотел бы им стать и Малик Сайдуллаев, богатый чеченский бизнесмен, популярный в республике за свою гуманитарную щедрость. Однако у Кремля, судя по всему, другие идеи. В прошлом году, когда Хазбулатов раздумывал о своем участии в чеченских президентских выборах, по его словам, к нему дважды приезжал один из помощников Путина, чтобы отговорить от этой мысли. В конечном итоге Хазбулатов отказался от участия в выборах из-за сомнений в их честности. Сайдуллаев также говорит, что другой высокопоставленный кремлевский чиновник, Владислав Сурков, активно уговаривал его выйти из гонки. Когда Сайдуллаев отказался сделать это, суд снял его кандидатуру по техническим основаниям. В этот раз, будучи уверенным, что намеченные на конец лета выборы будут такими же несправедливыми, Сайдуллаев говорит, что не будет принимать в них участия. "В Чечне должно быть правление одного человека, - говорит бизнесмен, - однако этот человек должен быть избран на свободных и честных выборах".
Тем не менее, происходит выдвижение фигуры Кадырова. В прошлый четверг высшие правительственные чиновники направили Путину обращение с просьбой "помочь Рамзану стать президентом". (Будучи 27-летним, он слишком молод, чтобы занять пост президента. Для этого необходима поправка в Конституцию республики, или, возможно, указ президента России.) В тот же самый день около 3000 тысяч вооруженных чеченцев из военизированных формирований провели в Грозном митинг в поддержку Рамзана.
Если Кадыров-младший не получит благословения Кремля, то есть еще две кандидатуры этнических чеченцев: бывший офицер КГБ Саид Пешхоев, и советник Путина Асланбек Аслаханов, уважаемый в Чечне за выступления против нарушений прав человека. Однако тот, кого выберет Кремль, скорее всего не будет выступать за единственный возможный способ прекращения войны - за переговоры с боевиками. Это станет проклятием Путина, который решительно настроен не идти ни на какие уступки тем, кого он считает террористами. Что бы ни произошло, страдания Чечни скорее всего продолжатся.