Американская политика в Ираке заходит все больше в тупик. Сопротивление исламских экстремистов растет, создание демократических структур оказывается во все большей степени утопией, европейцы после шока, пережитого после террористических актов в Мадриде, совершенных 11-го марта, быстро изменили свою позицию, в американском обществе растет недовольство в связи с тем, что войне не видно конца. В одиночку свою стратегию на Среднем Востоке Соединенным Штатам реализовать вряд ли удастся. Варианта, связанного с уходом оттуда, не существует: регион погрузился бы в хаос, исламский терроризм укрепил бы свои позиции на мировой политической арене. В качестве альтернативы остается только ООН. Однако какие государства действительно примут участие в военной операции, проводимой под эгидой ООН? Даже для проведения операции в Афганистане, базирующейся на широком консенсусе, у большинства европейцев не хватает необходимых ресурсов. И вот советник по национальной безопасности президента США отправляется неожиданного на консультации по вопросу, связанному с Ираком, в Москву. Получается, что в трудной ситуации взор Америки обращается в сторону России?
Россия все же своей поддержкой 'Северного альянса' внесла решающий вклад в свержение режима Талибан в Афганистане непосредственно после террористических актов, совершенных 11-го сентября 2001 года. В тот период Россия открыла для США и для НАТО южные ворота постсоветского пространства. Америка и Россия договорились сразу после этого о сотрудничестве в области энергетики, что должно было ликвидировать монополию ОПЕК на мировом нефтяном рынке.
Война в Ираке, против которой выступала Россия, сотрудничество Москвы с Ираном в ядерной сфере, резкий поворот вправо в российской внутренней политике, а также арест дружески настроенного к Америке нефтяного магната Михаила Ходорковского положили недавно конец американо-российскому партнерству, которое кое-кто уже сравнивали с антифашистским альянсом периода второй мировой войны.
Американцы до сегодняшнего дня не могут представить себе Россию в роли державы за пределами постсоветского пространства. Тем не менее, в вопросах ужесточения режима нераспространения оружия массового уничтожения и глобальной безопасности, в области энергетики Россия в качестве стратегического партнера остается для Запада незаменимой. Внешняя политика Путина остается предсказуемой и, несмотря на негативные моменты в отношениях с США и с ЕС, ориентируется на Запад. На Ближнем Востоке Москва играет конструктивную роль младшего партнера американцев. А экономика России все больше открывает себя для иностранных инвесторов.
Россия, по словам политолога Сергея Караганова, чувствует себя, исходя из своей географической близости к Среднему Востоку, в опасности в связи с проявлениями тенденций распада и радикализацией региона. Крупные российские политики, конечно, критикуют продолжающееся присутствие американских войск в Средней Азии и на Кавказе, но Кремль молчаливо приветствует роль США как оплота против исламского терроризма, который проникает через такие страны, как Узбекистан, на постсоветское пространство.
В том случае, если бы ситуация на Среднем и Ближнем Востоке взорвалась, это коснулось бы и России с ее мусульманским населением, насчитывающем 20 миллионов человек. Если же удалось бы добиться демократизации арабского мира, то это оказало бы стабилизирующее воздействие на все постсоветское пространство.
Решающее значение имеет цена, которую Вашингтон должен был бы заплатить за участие России в военной операции. И она, видимо, слишком высока: участие российских нефтяных концернов в модернизации иракской нефтяной промышленности, соучастие России в формировании новой политической системы Ирака, а также нового мирового порядка. Россия настаивает на том, чтобы российским нефтяным компаниям была снова предоставлена возможность выполнять договоры, заключенные с режимом Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Россия сегодня ищет с помощью политики в области энергетики обратный путь на ведущие позиции в мировой политике. Россия уже стала крупнейшим экспортером нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Энергетическая сверхдержава собирается удвоить поставки нефти и природного газа в ЕС. Через несколько лет прямой нефтепровод будет снабжать нефтью и газом из Сибири Китай и Японию, так что Россия станет главным поставщиком энергоносителей также и в Азии.
Свои внешнеполитические цели Владимиру Путину удастся реализовать, скорее всего, благодаря роли младшего партнера США в области глобальной безопасности. Западу вряд ли удастся вычеркнуть готовую к сотрудничеству Россию из стратегии 'Большого Ближнего Востока'.