Некоторые из тех, кто поддерживал войну и так искренне писал раньше о высоком долге нынешнего поколения американцев, сейчас готовы опустить руки
Есть такая шутка (американская - пер.): не пищи как мышь, за человека сойдешь. Сорок лет назад она действительно казалась мне остроумной. Сейчас уже не кажется, но в наши дни она актуальна как никогда. Мало когда еще услышишь вокруг столько мышиного писка.
Но не от американцев. Они - и мужчины, и женщины - ведут себя исключительно по-мужски. Они поддержали президента, когда он решил, что нам надо идти на войну против Саддама. Они, где надо, критикуют то, как президент ведет эту войну, и ему не просто будет добиться переизбрания. Но они не приняли тех кандидатов, которые говорили, что нам надо сматывать удочки и убираться из Ирака, на них не подействовала демагогия относительно терактов 11 сентября и россказни о том, что эта война - порождение заговора, и они не паникуют, слыша иногда (и даже часто) плохие вести с фронта.
Элита - дело другое. Нельзя сказать, что левые вдруг все превратились в мышей - это их нормальное состояние. Но главные средства массовой информации в стране просто из кожи вон лезли, пытаясь представить дело со злоупотреблениями американцев в отношении заключенных как самое важное на этой войне. И даже некоторые из тех, кто поддерживал войну, которые так искренне писали раньше о высоком долге нынешнего поколения американцев, о величии и трудности нашей задачи и о том, как изменился мир после 11 сентября 2001 года, сейчас в одночасье решили, что нескольких месяцев неудач, преследующих администрацию Буша, должно быть достаточно, чтобы опустить руки и отступить на центральном фронте борьбы с террором.
А что же правительство Буша? Понятно и даже естественно, что там все несколько обескуражены. Хорошо было бы, если бы настоящее положение вещей заставило их пересмотреть некоторые свои решения. Но прежде всего они должны удвоить усилия, направленные на то, чтобы выиграть войну, а не закрывать руками голову от ударов политических противников и надеяться на то, что Джон Керри окажется таким плохим кандидатом, что 'свой парень' пролезет и так - пусть со скрипом, но пролезет.
Действительно, все ошибки, совершенные за прошедший год, если сложить их вместе, производят удручающее впечатление. Действительно, исправить их сейчас гораздо сложнее, чем можно было бы, если бы мы начали год назад. Но мы не можем победить, если не заставим себя стремиться к победе. Можно, конечно, долго сидеть и думать, какие шаги необходимо предпринять, но вот всего лишь несколько мер, на которые можно было бы пойти.
(1) Президент объявляет, что он отдал распоряжение провести разбирательство по факту тюремных злоупотреблений как можно скорее, и до конца этого разбирательства ни он, ни его кабинет вообще больше не будут ничего говорить по этому поводу. Больше не будет никаких извинений. Президент мог бы еще добавить, что высказывание сенатора Кеннеди о том, что пыточные камеры Саддама 'открылись снова, но теперь с новыми тюремщиками - американскими' даже не стоит презрения, которое оно навлекает на своего автора.
(2) Президент отдает распоряжение министру (обороны - пер.) Рамсфельду послать в Ирак еще 50 тысяч солдат, которые выиграют войну. Он также приказывает ему подготовить план общего увеличения численности нашей армии, чтобы людей было достаточно для выполнения тех задач, что ставит перед нами война с терроризмом во всем мире.
(3) Президент отдает распоряжение командирам боевых частей усилить натиск, уничтожить тех, кто убивает американцев, привлечь к ответственности тех, кто помогает убивать американцев, и сокрушить сопротивление мятежников. Можно добавить, что любой объект, на котором американцы подвергнутся нападению, будет считаться зоной военных действий, а ко всем, кто придет на это место выражать свою радость, будет применена военная сила.
(4) Президент объявляет о том, что мы перенесем выборы в Ираке на более близкую дату, на осень этого года, и тем самым подтвердим свою приверженность помогать иракскому народу в установлении настоящей демократии.
(5) Президент отменяет все свои политические поездки на несколько недель вперед и в течение этого времени со своими советниками занимается анализом и пересмотром нашей стратегии и тактики. В результате страна должна встать или быть в состоянии встать на дорогу, ведущую к окончательной победе.
Если бы президент высказывался в таком духе, а его правительство действовало бы ему в унисон, то есть если бы президент встал во главе нации как настоящий верховный главнокомандующий, американский народ, вне всякого сомнения, предпочел бы его человеческую речь мышиному писку его противников. По крайней мере, такой путь даст нам шанс на победу. Если же он этого не сделает, то и он сам, и все мы в любом случае обречены на поражение.