19 мая 2004 года. Убийство на прошлой неделе Ахмада Кадырова является напоминанием о той гноящейся ране, которую представляет собой Чечня. С убийством чеченского президента оказались похороненными и надежды Москвы на умиротворение этой беспокойной республики. Российский президент Владимир Путин сегодня стоит перед трудным выбором: найти подходящую местную фигуру, которой мог бы доверять и он сам, и чеченский народ, или править из Москвы. От этого зависит нечто гораздо большее, чем доверие к г-ну Путину. Чечня является очагом воинствующего исламизма. Если не принять мер, этот регион может превратиться в питомник для террористов во всем регионе и за его пределами.
Г-н Кадыров был избран президентом в прошлом году в ходе выборов, которые, по мнению многих, были омрачены обвинениями в фальсификации. Он в прошлом являлся мусульманским священнослужителем - был главным муфтием Чечни - и сражался против россиян в первой чеченской войне 1994-1996 годов. Постепенно его разочаровало возраставшее влияние секты ваххабитов на лидеров этой республики в короткий период чеченской автономии, который закончился в 1999 году, когда россияне снова ввели свои войска на территорию этой республики. И тогда г-н Кадыров перешел на сторону россиян, завоевав доверие г-на Путина, который поставил г-на Кадырова во главе промосковской администрации, пока тот не выиграл президентские выборы в прошлом году.
Г-н Кадыров балансировал на острие ножа, пытаясь примирить чеченский национализм с необходимой поддержкой Москвы. Он правил железной рукой; его силы безопасности обвинялись в исчезновениях людей и в жестоком обращении с теми, кто попадал к ним в руки. Он нажил себе множество врагов. В декабре 2002 года его штаб-квартира была разрушена в результате подрыва двух начиненных взрывчаткой автомобилей: были убиты 72 человека, но его в момент взрыва там не было. Шестью месяцами позже другой террорист-самоубийца попытался убить его во время религиозного праздника в одном поселке. Он объявил о месте своей инаугурации только за 40 минут до церемонии, чтобы помешать аналогичным нападениям.
Девятого мая его везению пришел конец. На параде в честь советской победы над Германией во второй мировой войне был взорван фугас, заложенный, по всей видимости, в бетонное основание трибуны стадиона, в результате чего были убиты г-н Кадыров и до 32 других. Более 50 человек получили ранения при этом нападении. Позднее силы безопасности нашли и обезвредили еще два фугаса.
Это нападение не могло быть более символичным. Оно произошло в день празднования величайшей победы России в 20-м веке, и всего через 2 дня после вступления г-на Путина в должность президента страны на второй срок. Г-н Путин пришел во власть в 1999 году на волне своих обещаний "умиротворить" Чечню. Убийство избранного им администратора, совершенное столь жестоким и публичным образом - парад транслировался по телевидению - стало прямым отрицанием утверждений президента, что проблема Чечни разрешена. Никто не взял на себя ответственность за этот взрыв.
Данное нападение является диким напоминанием о бесчеловечности террористов, которые сражаются против Москвы. Выдвигаемые ими требования большей автономии для своей республики подрываются жестокой кампанией террора, которую они ведут против невинных мирных граждан по всей России. Чеченские повстанцы использовали террористов-смертников для совершения взрыва в московском метро, в результате которого погиб 41 человек. Взрыв на военном параде 2 года назад унес жизни 43 человек, в том числе 12 детей.
Г-н Путин обещал отомстить за нападение. В этом практически не приходится сомневаться. Однако это едва ли решит проблему. Г-н Путин пытается умиротворить Чечню с 1999 года. Он объявил о победе на полях сражений, но не сумел принести стабильность этому беспокойному региону. За десятилетие войны были убиты или изгнаны из родного дома десятки тысяч людей.
Хотя главной движущей силой повстанческого движения являются воинствующие исламисты, жестокая тактика Москвы способствовала отчуждению большинства рядовых чеченцев, которые страстно мечтают лишь о мире и стабильности. Готовность повстанцев перенести войну на территорию собственно России ожесточила сердца россиян, которые в ином случае, быть может, поддержали бы более широкую автономию для этой республики.
Г-ну Путину необходимо умиротворить этот регион, но он способен сделать это, только действуя изнутри. Он не может наводить порядок из Москвы. В лице г-на Кадырова он нашел союзника, который, вполне вероятно, был единственным, кто мог играть эту роль, опираясь на поддержку Москвы и чеченского народа. Велись разговоры, что преемником г-на Кадырова станет его сын. Однако в четверг г-н Путин поручил исполнять обязанности президента республики премьер-министру Сергею Абрамову, а сына покойного президента назначил первым заместителем премьер-министра Чечни.
Хотя вполне возможно, что конфликт в Чеченской Республике является для Москвы не более чем отвлекающим внимание фактором, он потенциально может перекинуться на другие мусульманские районы Кавказа, возбуждая их население и дестабилизируя другие правительства. Местность в этом регионе благоприятна для ведения маневренной партизанской войны. Стало совершенно очевидным, что подобные Чечне укрытия потенциально угрожают всем цивилизованным нациям мира. Хотя Москва ревностно оберегает свои прерогативы в Чечне, все правительства должны озаботиться происходящими там событиями. Бикфордов шнур, зажженный в Чеченской Республике, может привести к взрыву в любой другой точке земного шара.