Иордания - В воскресенье Колин Пауэлл (Colin Powell), сидя спиной к Мертвому морю, отвечал на вопросы представителей американских и арабских средств массовой информации. Его спросили о тюрьме "Абу Грейб" и о том, как в общем обстоят дела в Ираке. Его спросили о палестино-израильских взаимоотношениях и о том, что происходит с планом "дорожная карта". Его спросили об оружии массового уничтожения, которое, как он говорил, было в Ираке, но которое так и не было найдено. Разговор происходил в месте, находящемся на самой нижней отметке ниже уровня моря, что очень хорошо соответствовало репутации Пауэлла в регионе, а также нынешнему этапу его карьеры.
Государственный секретарь в настоящее время является временным работником. Хотя он умеет уклоняться от прямых ответов на вопросы, предполагается, что он не захочет работать в Белом доме во время второго срока президента Буша (Bush) - и, возможно, его об этом и не попросят. У него имеется много разногласий с другими, придерживающимися более ястребиных позиций высокопоставленными членами администрации Буша, особенно с министром обороны Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld) и вице-президентом Диком Чейни (Dick Cheney). Доктрина, которой он дал свое имя, Доктрина Пауэлла, была отметена в сторону, когда Соединенные Штаты начали войну в Ираке. Вместо максимального количества войск было использовано минимальное. Результат известен - мы имеем страну, в которой безопасность не может быть гарантирована.
В данном регионе Пауэлл считается весьма незначительной фигурой, скорее проводником политики, с которой он сам не согласен, а не политиком, имеющим реальный вес в Белом доме. Его когда-то высокая репутация и популярность испарились, о чем нельзя не сожалеть. Если бы он делал то, что хотел - при решении проблемы Ирака, в палестино-израильских отношениях - то престиж Соединенных Штатов в арабском мире был бы гораздо более высоким. Все может измениться, однако в настоящий момент антипатия к Америке и к американцам хорошо заметна, и Колин Пауэлл считается человеком, не имеющим особого влияния.
Пауэлл начал общение с официальной речи. "Позвольте мне снять костюм дипломата и одеть форму, которую я с гордостью носил на протяжении 35 лет - форму солдата американского народа, солдата армии Соединенных Штатов". Затем он рассказал о шоке, который он испытал, увидев фотографии из тюрьмы "Абу Грейб", где иракские заключенные подвергались сексуальным издевательствам и физическому насилию". Как человек, встречавшийся с Пауэллом во время его службы в армии, я могу сказать, что его раскаяние и его стыд меня тронули. Этот обладающий чувством собственного достоинства солдат говорил об армии, которая подняла черного мальчика с улиц Нью-Йорка на высшие уровни власти. Его извинение, а это было именно извинение, не могло даться ему легко.
Тем не менее его аудитория была настроена очень холодно. Что она от него ожидала - трудно сказать. Однако злость на Соединенные Штаты - наряду с уверенностью, что злоупотребления в тюрьме должны были быть одобрены на самом верху - была настолько сильна, что никаких извинений не было бы достаточно. В этой части света положительно была бы воспринята только отставка Дональда Рамсфелда. Однако он, принеся извинения, немедленно посетил тюрьму "Абу Грейб". Во всем арабском мире по телевидению показывали, как он обнимается с персоналом тюрьмы. Один из арабских дипломатов, с которым я разговаривал, не мог скрыть своей растерянности. Эти кадры, по его словам, были ужасными.
В некотором роде Пауэлл стал олицетворением всех ошибок внешней политики президента Буша. Все знают, что у Пауэлла были очень большие сомнения относительно этой войны. Все знают, что Пауэлл был сторонником более беспристрастного подхода к палестино-израильскому конфликту, а также настаивал на скорейшем выводе незаконных израильских поселений. Около года назад Пауэлл сказал мне, что президент полностью поддерживает его подход, однако в итоге Буш занял сторону правительства Шарона (Sharon). Даже когда Пауэлл находился в регионе, чтобы выразить сожаление по поводу намерения Израиля разрушить жилые дома в Секторе Газа, Израиль нанес очередной удар. Буш снова сказал, что у Израиля есть право защищаться. Похоже, Пауэлл говорит только для себя самого.
Конфликт вокруг событий в тюрьме "Абу Грейб" является для Пауэлла одновременно и оправданием, и обвинением. Он предупреждал Буша о последствиях и трудностях оккупации. Вместе с тем, извинения, которые теперь приносят военнослужащие, обвиняемые в жестоком обращении с заключенными "Абу Грейб", не отличаются от причин, которыми Пауэлл объясняет, почему он поддерживает войну, против которой он выступает. Обвиняемые военнослужащие говорят, что они выполняли приказы. И Пауэлл тоже выполняет приказы.