Микаэла Макдермотт и Брайн Катулис участвуют в осуществлении проектов неправительственной организации "Freedom House" по продвижению свободы на Ближнем Востоке
На протяжении последнего десятилетия мы работали над продвижением демократии на Ближнем Востоке, получая финансирование главным образом через правительственные гранты. После событий 11 сентября 2001 года администрация Буша (Bush) поставила продвижение демократии во главу угла, выделяя беспрецедентные средства и посвящая этому активную политическую риторику - но, по иронии судьбы, наша работа никогда не была такой трудной.
По всему региону мы столкнулись с растущим неприятием новой американской инициативы по поддержке политической свободы. Основной причиной является растущая убежденность в том, что администрация Буша действует способами, несовместимыми с демократическими ценностями и уважением к правам человека, которые она проповедует на словах.
Речь идет не только о жестоком обращении с иракскими заключенными, которое лишь подтвердило имеющуюся в регионе уверенность в том, что Америка осуществляет политику двойных стандартов в отношении демократии и свободы. Содержание подозреваемых в терроризме в одиночном заключении и неактивная критика американскими союзниками нарушений прав человека называются в числе причин, по которым в регионе возникают сомнения в возможности сотрудничества с американскими организациями, продвигающими демократию и соблюдение прав человека.
Ощутимый разрыв между словом и делом является не только питательной средой для критики Буша; он также негативно отразился на работе американцев, пытающихся помогать ближневосточным реформаторам - демократам. Во многих местах, где раньше к Соединенным Штатам относились дружелюбно, отношение к Америке резко изменилось. Связи с США, к которым на Ближнем Востоке всегда относились с некоторым подозрением, сейчас просто подрывают доверие к активистам - реформаторам.
Реформаторы из Сирии, Бахрейна и Иордании сказали нам, что они даже не могут употреблять слова "демократия" и "права человека" в своих обществах, не говоря уже о работе в финансируемых Соединенными Штатами программах по продвижению демократии.
К сожалению, эти слова стали синонимами военной оккупации, потерь среди мирного населения и жестокого обращения с заключенными в Ираке и по всему миру.
Нестабильность в Ираке также усложняет нашу работу, потому что для основанием для демократических систем являются закон и порядок. Бои в Ираке становятся аргументами против реформ во всем регионе. Автократы приводят события в Ираке как пример того, что может случиться, если прежний порядок будет нарушен. Хаос в Ираке может стать причиной, по которой работа американских организаций по продвижению демократии в регионе станет невозможной.
Во время недавней поездки в Иорданию мы встретили американцев, которые смело работали с зарождающимися иракскими политическими партиями и гражданскими организациями, но которые уехали из Багдада из-за ухудшения условий безопасности.
Мы не предлагаем какое-либо готовое решение. Однако существуют несколько способов, которыми Соединенные Штаты могут вернуть себе хоть какое-то доверие:
- Усилить роль ООН в Ираке. Многие в регионе считают, что отсутствие резолюции ООН, одобряющей вторжение в Ирак, противоречит демократическим принципам. Они считают, что другие государства также должны были участвовать в принятии решения такой значимости. Предоставление Организации Объединенных Наций большей роли в Ираке будет рассматриваться как более активная приверженность Соединенных Штатов демократии.
- Усилить дипломатический и политический акцент на демократических институтах и процессах. На протяжении десятилетий американская политика фиксировалась на конкретных лидерах, многие из которых были диктаторами и ни один из которых не был приверженцем демократии и защиты прав человека. Подобное изменение дипломатии должно сопровождаться осуждением иностранных руководителей, имеющих плохой послужной список в области демократии и соблюдении прав человека. Жители Ближнего Востока просто не верят, что США привержены реформам, когда они видят, что Америка заигрывает с королевской семьей Саудовской Аравии, Муамаром Каддафи (Muammar Qaddafi) и Ахмедом Чалаби (Ahmed Chalabi), который, как известно, был осужден за банковское мошенничество в Иордании.
- Критиковать за нарушения законов и прав человека обе стороны палестино-израильского конфликта. Арабский мир хочет, чтобы Америка коренным образом изменила свое отношение к конфликту. В войне с террором суровые времена требуют применения суровых мер, однако тот факт, что США не критикуют очевиднейшие случаи нарушения законов и прав человека, идет во вред стремлению Америки быть честным посредником в урегулировании конфликта.
- Обеспечить должное обращение с иностранными заключенными. Чтобы доказать свою приверженность правам человека, США должны провести тщательное, прозрачное, достойное доверия расследование случаев неподобающего обращения с заключенными в Ираке, Афганистане и Гуантанамо, наказать виновных и принять меры, чтобы подобное не повторилось впредь.
Нашей единственной надеждой сейчас являются активисты и организации, продолжающие работать с нами. Непосредственная связь с людьми может помочь нам пережить нынешний период. Несмотря на опасность, на Ближнем Востоке есть люди, которые готовы дождаться того времени, когда США перестанут применять двойные стандарты.
Мы можем только надеяться на то, что если новости продолжат ухудшаться, то стремление этих людей к демократии и свободе перевесит их нежелание работать с американцами.