Сегодня в Москве впервые после расширения ЕС на восток состоится саммит ЕС-Россия. России далось нелегко, чтобы смириться с приемом в ЕС государств Балтии. Москва до последнего сопротивлялась в вопросе распространения положений соглашения о партнерстве с ЕС на новых членов. Решающим при этом были, очевидно, опасения, что экономика России с переходом новых членов Союза на существующие в ЕС положения, связанные с демпингом и квотами, будет вынуждена нести убытки в размере от 150 до 300 миллионов евро. Это в особой мере касалось импортных квот на сталь и зерно, где для обеих сторон намечается приемлемое решение.
Более спорными для ЕС являются другие требования, которые Москва выдвинула, рассматривая их как компенсацию. Так, Кремль хочет, чтобы ЕС упростил визовый режим для россиян. Среди пожеланий Москвы также снижение таможенных пошлин в транзитном сообщении с российским эксклавом Калининградская область. Незадолго до дня расширения Союза Москва также попыталась поднять вопрос о принятии протокола, касающегося положении русскоязычного населения в Прибалтике. Кремль, ссылаясь на положение меньшинств, хочет получить возможность отвергать напоминания со стороны ЕС о необходимости соблюдения прав человека в Чечне. Поскольку правовые рамочные условия в вопросе с меньшинствами являются в ЕС едиными, Брюссель на уступки не пошел. На повестке дня саммита стоит также вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вопрос, удастся ли переговорщикам прийти на встрече к окончательному решению, остается открытым. ЕС, как и прежде, добивается от России, чтобы та открыла свой телекоммуникационный рынок и снизила пошлины на ввозимые автомобили. По этому вопросу может быть достигнуто согласие. Но Москва отрицательно реагирует на требование Брюсселя изменить цены на энергоносители. Брюссель видит в этом нарушение принципов конкуренции, Россия в низких тарифах - свое единственное рыночное преимущество.
Отношения, и спустя десять лет после подписания 'Соглашения о партнерстве и сотрудничестве', не всегда гладкие. Когда президент Путин жалуется на то, что ротация в руководстве ЕС усложняет сотрудничество, - он прав. Но это одновременно и отговорка: Москва предпочитает решать проблемы на двусторонней основе. Центральные власти России до сих пор не сделали ничего, чтобы поставить отношения с ЕС на эффективную основу.
Администрация президента делает решающий акцент на отношения с США или с Украиной. Путин лишь однажды подключился к политике ЕС: когда для главы Кремля наметилась неудача в урегулировании вопроса о транзите в Калининград.
До сих пор инициативы, связанные с сотрудничеством, оставались не наполненными содержанием, что создает впечатление, будто Москва рассматривает соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1994 году, скорее, как политическое заявление, чем обязательство принимать меры практического характера. Пока все выглядит так, будто для настойчивой активизации отношений у обеих сторон отсутствует серьезная политическая воля.