Три крупные энергетические отрасли договорились на закрытой встрече в сибирской нефтяной столице Сургут о создании альянса, что будет иметь далеко идущие последствия для российского рынка нефти и газа. Триумвират в лице Алексея Миллера, председателя правления государственного газового монополиста Газпром, Владимира Богданова, руководителя частного нефтяного концерна 'Сургутнефтегаз', и Сергея Богданчикова, директора единственной государственной нефтяной компании 'Роснефть', намерен в будущем эксплуатировать громадные месторождения нефти и газа Восточной Сибири и российского Дальнего Востока совместно. Воодушевление по поводу этой идеи проявил также Виктор Вексельберг, директор российско-британского совместного предприятия ТНК-ВР. Вексельберг запросил в письме, может ли он быть принят в союз в качестве четвертого.
Идея, когда бы государство и частная экономика шли рука об руку, могла понравиться президенту Владимиру Путину. Для него, что бельмо на глазу, тот факт, что частные компании получают 'сверхприбыли', как выразился президент, в одиночку. Попытка Кремля национализировать частное акционерное общество ЮКОС указывает на стратегию, которую один из советников Путина формулирует следующим образом: 'Государство хочет вернуть себе контроль над стратегическими товарами, такими, как нефть и газ'. В 2003 году чистая консолидированная прибыль российских нефтяных концернов составила 25 млрд. долларов США, оборот отрасли достиг 70 млрд. долларов США.
В Кремле считают, что Россия обязана 'максимально' увеличить свой экспорт и выступить против политики высоких цен ОПЕК с тем, чтобы предотвратить коллапс мировой экономики. Приятный побочный эффект: при цене на нефть, равной 40 долларам США, российские производители делают целые состояния. Себестоимость сибирской нефти, включая транспортировку, составляет 12 долларов США.
Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной мира. В прошлом году страна добыла 421 млн. тонн нефти - впервые больше, чем Саудовская Аравия. Эта тенденция имеет продолжение и в этом году. Россия увеличила добычу примерно до 9,2 млн. баррелей нефти в день и собирается нарастить добычу, по сравнению с 2003 годом, на десять процентов.
Саудовская Аравия добывает в настоящее время 8,5 млн. баррелей. Согласно данным Middle East Economic Survey, десять стран ОПЕК (без учета Ирака) добывают в настоящее время 26 млн. баррелей ежедневно. Доля государств-членов ОПЕК в мировом производстве составляет, таким образом, 40 процентов.
Даже если Москва может создать государствам ОПЕК какие-то неприятности, 77 процентов разведанных в мире запасов нефти все равно находятся на их территории. Запасы Саудовской Аравии составляют 260 млрд. баррелей, России - 60 миллиардов. Между тем, анализ, подготовленный российским брокерским домом Brunswick UBS, исходит из того, что разведанные запасы нефти в России составляют в действительности 180 млрд. баррелей.
Сколько бы ни было нефти у России реально, нефтяной поток ограничивают два фактора. Во-первых, Россия ведет добычу на пределе своих возможностей. Нефтяные концерны, напуганные историей с ЮКОСом, расходуют больше средств на выплату дивидендов и на покупку активов за рамками нефтяного сектора, чем на расширение добывающих мощностей. Во-вторых, сдерживает потоки государственная нефтепроводная система, которая больше не в состоянии пропускать добываемые объемы. Семен Вайншток, президент трубопроводной компании 'Транснефть', говорит, что уже в этом году не хватит мощностей для транспортировки 800 000 баррелей нефти в день. 'Мы полностью исчерпали лимит', - говорит Вайншток.
Россия, как и двуглавый российский орел, который смотрит в сторону Востока и Запада, хочет снабжать своим сырьем как Запад, так и Восток. Вайншток добивается превращения в нефтяной терминал прибалтийского порта Приморск. Такие концерны, как 'Лукойл' и ЮКОС, хотят завоевать рынок США, где находит потребление большая часть нефти, путем строительства нефтепровода до мурманского порта, откуда нефть можно было бы доставлять танкерами.
Азиатские рынки, как того хочет Вайншток, должны снабжаться по нефтепроводу протяженностью 4 500 километров, идущему из Сибири до дальневосточного порта Находка. За строительство этого нефтепровода стоимостью двенадцать миллиардов долларов США выступают главы российских сырьевых концернов, которые встретились в Сургуте. ЮКОС, напротив, предложил свой собственный маршрут экспорта. Он охотнее качал бы сибирскую нефть не в район бассейна Тихого океана, а прямо в сердце Китая.
Есть, однако, проблема: государство - против частных нефтепроводов, но само деньги инвестировать не желает. Пока не будут проложены новые трубы, ЮКОС будет направлять цистерны с нефтью в Срединную империю по старинке по железной дороге.