Что лежит в основе вражды между российским президентом Владимиром Путиным и бывшим боссом нефтяного гиганта ЮКОС Михаилом Ходорковским? Правительственные следователи выдвинули против Ходорковского обвинения в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Однако многие в Москве говорят, что действительной причиной нападок Кремля была развернутая этим магнатом летом прошлого года кампания по срыву всех попыток правительства увеличить налоги на нефтяную индустрию, которая загребала миллиарды долларов в форме сверхприбылей в результате роста мировых цен на сырую нефть. Всякий раз, когда рассматривался законопроект о повышении налогов, Дума голосовала против поправок, где излагались новые условия налогообложения. Председателем подкомитета по налогообложению был бывший директор и крупный акционер компании ЮКОС. Даже депутаты-коммунисты голосовали против этих поправок.
Позднее в том году в списках кандидатов от различных политических партий на парламентские выборы начали появляться фамилии людей, связанных с ЮКОСом. Стали циркулировать слухи, что Ходорковский готов потратить огромные денежные средства ради усиления своего политического влияния в парламенте.
Правительство Путина отреагировало на это тем, что бросило Ходорковского в тюрьму. Через несколько дней после ареста Ходорковского российский президент сказал о магнатах: "Заработав миллиарды, они готовы тратить десятки, сотни миллионов, чтобы спасти миллиарды. Мы знаем, куда расходуются эти деньги: на адвокатов, на пиаровские кампании, на политиков. . . " Генеральный директор московского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа" Чарльз Райан (Charles Ryan) считает, что Путин не хотел казаться марионеткой Большого Бизнеса. "Путин думает, что будет выглядеть глупо, если Россия станет похожей на Латинскую Америку 1960-х годов, где всем заправляла (американская компания) 'United Fruit'", - говорит Райан.
Ходорковский решительно отрицал обвинения в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, говоря, что они являются политически мотивированными. ЮКОС также отвергает утверждения, что компания незаконно снижала свои выплаты налогов. А как насчет слухов о покупке голосов в Думе? Компания говорит, что Ходорковский вкладывал собственные деньги, а не деньги компании, и что эти вклады были легальными. "В США или Великобритании, например, является общепринятым, что генеральные директоры крупных компаний делают взносы в фонды политических партий, иногда сразу нескольких", - говорит директор департамента международной информации компании ЮКОС Хьюго Эрикссен (Hugo Erikssen).
Методы, которые были использованы для того, чтобы раздавить Ходорковского, представляются спорными. И они наверняка станут казаться еще более спорными, если Москва, в конечном итоге, отберет у него его собственность. В последние недели правительство усиливает давление на ЮКОС. После того как были открыты новые расследования по делам об уклонении от уплаты налогов и заморожены авуары ЮКОСа, международное кредитно-рейтинговое агентство "Standard & Poor's" сделало беспрецедентный шаг, снизив рейтинг ЮКОСа сразу на 5 пунктов и предупредив о грозящем компании банкротстве.
Банкротство могло бы проложить путь к ренационализации этой компании, но ни то, ни другое не является неизбежным. Выдвинутые против ЮКОСа обвинения в неуплате налогов являются шаткими в правовом отношении, поскольку эта компания использовала "налоговый рай" на российском Дальнем Востоке, который на тот момент считался легальным. Использование этих обвинений для того, чтобы обанкротить компанию ЮКОС, не особенно поможет имиджу самого Путина или России, в немалой степени потому, что в результате пострадают многочисленные иностранные инвесторы и кредиторы.
Поскольку нефтяной король уже за решеткой, и ему предъявлены серьезные обвинения, захват правительством его компании может оказаться ненужным. Другие магнаты и многие западные инвесторы говорят, что Путин не имеет намерения объявить сделки о приватизации недействительными. Скорее, Путин хочет, чтобы государство более жестко принуждало компании к выполнению правил и к уплате налогов, а также сохранило за собой контроль над трубопроводной системой, по которой экспортируется нефть. "Государству, пожалуй, будет лучше всего, если ЮКОС останется в частных руках и будет платить налоги, чем если бы государство стало ее прямым собственником", - говорит главный стратег московской брокерской фирмы "Тройка Диалог" Джеймс Фенкнер (James Fenkner).
Ясно, однако, что Путин хочет, чтобы правительство сохранило за собой последнее слово в крупных сделках о продаже иностранцам российской собственности. Иногда государство соглашается на подобные сделки. В прошлом году английская корпорация "British Petroleum" (BP) израсходовала 7 млрд. долл. США на покупку 50% акций крупной российской "Тюменской нефтяной компании" (ТНК), что стало крупнейшей иностранной инвестицией в России. Вполне возможно, что вскоре будет заключена еще одна крупная сделка о приобретении российской собственности. Французская нефтяная группа "Total" подтвердила, что ведет переговоры о покупке крупного пакета акций российской компании "Сибнефть".
Может ли ЮКОС когда-нибудь оказаться в руках иностранцев? До ареста Ходорковского ходили слухи, что на его компанию "положила глаз" американская нефтяная корпорация "Exxon Mobil". Но, быть может, будет чересчур смелым ожидать, что те же правила будут применены к ЮКОСу, значительно более крупной и более щепетильной в политическом смысле компании, чем "Сибнефть" или ТНК. "Я убежден, что продажа ЮКОСа иностранцам абсолютно нереальна", - говорит Михаил Фридман, глава российского конгломерата "Альфа Груп", который объединился с BP. Вполне возможно, что так и будет - по крайней мере, до тех пор, пока продолжается вражда между Ходорковским и Путиным.