25 мая 2004 года. Предварительное согласие России поднять внутренние цены на природный газ лишь отчасти успокоило производителей удобрений в Европе, которые давно уже жалуются на то, что искусственно заниженные цены на это основное сырье дают их российским конкурентам несправедливое преимущество.
"Это позитивный первый шаг, но не более того, - сказал директор управления торговой и экономической политики в Ассоциации европейских производителей удобрений (European Fertilizer Manufacturers Association, EFMA) Син Макл (Sean Mackle). - Эта сделка, кажется, не решает проблему двух систем ценообразования. Она лишь частично ее корректирует".
Правительство России требует от российского монополиста природного газа ООО "Газпром" продавать газ российским промышленным предприятиям, в том числе компаниям по производству удобрений, по ценам, которые не только ниже рыночных цен Западной Европы, но также значительно ниже себестоимости добычи и транспортировки газа в России. Тем самым создается существенное искажение в мировой торговле удобрениями, потому что газ является основным сырьем для производства азотных удобрений, и в странах с рыночной экономикой на его долю, по свидетельству EFMA, приходится от 50 до 80% стоимости производства.
Жалобы на искусственно заниженные российские цены на природный газ были в числе тех спорных вопросов, которые стремился разрешить Европейский союз (ЕС), когда в конце прошлой недели обговаривал соглашение с Россией относительно условий ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Россия согласилась к 2010 году постепенно поднять внутренние цены на отпускаемый промышленным клиентам газ, ныне составляющие 27-28 долл. США за тысячу кубометров, до уровня 49-57 долл. за тысячу кубометров. Один российский официальный представитель вчера сообщил, что официальные лица ЕС, заявлявшие, что низкие цены на газ являются скрытой формой субсидирования российской промышленности, отступили от своих требований широкой либерализации российского газового сектора после того, как президент Владимир Путин прошлой осенью заявил, что эти условия неприемлемы.
Этот российский официальный представитель сказал, что соглашение о вступлении в ВТО требует лишь, чтобы природный газ продавался внутренним промышленным предприятиям по ценам, которые обеспечивают добытчикам газа определенную прибыль. Россия выложила на стол карты, из которых явствует, до какого уровня, скорее всего, вырастут цены на природный газ в предстоящие несколько лет, хотя этот представитель отметил, что эти цифры несколько ниже, чем в существующих прогнозах правительства.
Сделка с ЕС позволяет России сохранить на существующем уровне ее являющиеся одним из важных источников наполнения казны экспортные тарифы на природный газ, сырую нефть и нефтепродукты. В соответствии с данным соглашением, "Газпром" сохранит свою монополию на трубопроводы и экспорт газа.
В компромиссе ЕС относительно внутренних цен на природный газ в России усмотрели вознаграждение г-ну Путину за обещание ускорить ратификацию Киотского протокола, глобального пакта о сокращении выбросов в атмосферу газов, создающих глобальный эффект потепления, которому Европа оказывает сильную поддержку. Российский официальный представитель, который отрицал, что существует прямая связь между позицией России по Киотскому договору и переговорами о вступлении России в ВТО, сказал, что предстоят еще трудные переговоры с целым рядом стран о двусторонних соглашениях, которые нужны России, чтобы завершить процедуру вступления в ВТО. Однако он выразил надежду, что достигнутое на прошлой неделе соглашение России с ее крупнейшим торговым партнером облегчит завершение переговоров о приеме России в ВТО не позднее середины следующего года.
А между тем - если только Россия быстро не поднимет внутренние цены на природный газ - промышленность Европы по производству удобрений будет и дальше страдать от несправедливой конкуренции. "Совершенно очевидно, что при нынешней цене на природный газ в 132 долл. США за 1000 кубометров, российская промышленность азотных удобрений будет и дальше получать огромные выгоды от двойного ценообразования в условиях искаженной нерыночной экономики, заявил вчера представитель торговой группы EFMA.
Для того чтобы получить представление о том, насколько европейские производители удобрений страдают оттого, что их российские конкуренты покупают природный газ по существенно более низким ценам, давайте рассмотрим потери концерна "Kemira GrowHow SA".
Это сельскохозяйственное отделение финской химической группы "Kemira Oyj" вынуждено было сократить около 60 из 320 рабочих мест на своем предприятии в южно-бельгийском городе Тертре (Tertre). С 1999 года в континентальной Европе оно закрыло три завода по производству удобрений: два - в Нидерландах и одно - в Дании, в результате чего было ликвидировано более 650 рабочих мест, а суммарная численность работников сократилась до 3100 человек. Выжившие заводы стратегически размещаются рядом с крупными рынками, поэтому группа может экономить на транспортных расходах.
И вот сейчас на ее заводе по производству аммиачной селитры в Тертре осуществляется модернизация стоимостью 16 млн. евро с целью снижения расходов на энергоносители. "Если мы хотим выжить, тогда нам придется сократить наши расходы на энергоносители", - заявил менеджер этого предприятия Жак Реннот (Jacques Rennotte). В результате модернизации потребление природного газа должно уменьшиться на 3%.
Но даже при более высокой эффективности российские конкуренты все еще будут в состоянии продавать свой товар по ценам ниже цен группы "Kemira Oyj" в силу своего доступа к неограниченным поставкам более дешевого газа от "Газпрома" - неравенство, которое сказывается также на других европейских производителях, от компаний по производству стали до химических компаний.
Европейская индустрия удобрений, в которой работает около 30 тыс. человек, в особенности уязвима потому, что природный газ является основным сырьем, и потому, что крах российского сельского хозяйства после падения Железного Занавеса заставил российских производителей удобрений искать пути для экспорта своей продукции на мировые рынки. Россия сегодня экспортирует 80% удобрений на основе азота - 6,7 млн. т в год.