На недавних слушаниях в Конгрессе США один из конгрессменов предварил свои вопросы высшему командованию армии США следующим восклицанием: 'Не могу поверить, что наши славные парни-солдаты могут сотворить что-нибудь такое, что могло бы навредить американской внешней политике!'. Поразительное по своей наивности замечание, - результат комплекса вины в отношении ветеранов войны во Вьетнаме, уже многие десятилетия терзающей умы гражданского общества, а также оторванности американской политической элиты от реалий повседневной жизни армии. Ужасы, творившиеся в багдадской тюрьме Абу Грейб, сами по себе не были частью цены, заплаченной за отказ от комплектования армии по призыву. Они скорее привели в замешательство тех американцев, которые восхищаются своей армией, так сказать, на расстоянии.
Военная служба или жизнь, прожитая в солдатском окружении, приносит понимание того, что в солдатской среде, как и в любой другой, имеет место вполне обычное распределение всего спектра человеческих достоинств и недостатков. На одной стороне воображаемой диаграммы - мужчины и женщины в прекрасной физической, умственной и духовной форме. Это люди, наделенные недюжинной силой воли, чья внутренняя сила, широта души и сила духа вызывают восторг. Но в вооруженных силах служат и другие люди - лгуны, мелкие тираны, карьеристы, разного рода скользкие типы, а также - увы, - трусы и люди с жестоким сердцем. Армия изживает из своих рядов большую часть последних, и привлекает намного больше первых. В армии, по моим наблюдениям, самая высокая среди всех общественных институтов концентрация людей с положительными качествами. Но, несмотря на все прилагаемые старания, в ней служит немало морально ущербных людей, да и просто негодяев.
Военная социологическая наука исходит из двух основных положений. Первое из них заключается в том, что военная организация во многом является отражением и носит черты того общества, которое ее породило. Если общество оправдывает или закрывает глаза на грубость и зверство, распутство и разврат, то вы без труда найдете в армии такого государства солдат, избивающих пленных, и совокупляющихся друг с другом, в то время как их товарищи делают снимки на память. Если в обществе не существует норм, согласно которым руководство должно брать на себя ответственность за моральный и финансовый крах своих корпораций, не следует ожидать увидеть генералов, стоящих по стойке смирно и рапортующих: 'Все это случилось с моего ведома, и в моем присутствии, поэтому я подаю министру обороны рапорт об отставке'. В определенной степени верно утверждение: общество имеет такую армию, которую заслуживает.
И, во-вторых, для создания эффективного контроля за применением насилия на фоне ужасов и лишений войны, вооруженные силы должны создать в своих структурах новые институты, нравы и привычки. Когда страна посылает своих сынов и дочерей на войну, то обращается к ним с просьбой и напутствием стойко выдержать физические и моральные тяготы - жару, пыль, нелегкий труд, с одной стороны, оторванность от дома, скуку и страх, - с другой. Государство вооружает своих солдат смертоносным оружием, когда же оно пытается ограничить использование ими силы, то должно в этом предоставлять военнослужащим полную свободу действий, полностью доверяя им. Вместе с тем, если солдат не муштровать, не внедрять в армии строжайшую дисциплину и твердое единоначалие, они - обычные продукты нашего общества, построенного на индивидуализме, гедонизме, мало размышляющие и в большинстве своем не особо дальновидные - будут вести себя плохо. По этой самой причине события в тюрьме Абу Грейб отражают не просто действия небольшой группы садистов, затесавшихся в славные армейские ряды, а крупные просчеты военного руководства.
Положение обязано выправить руководство Минобороны при личном участии министра обороны, задействуя судебную систему и административные меры воздействия, а также используя собственный статус и качества руководителей военного ведомства. Дело не должно сводиться к судебному преследованию и наказанию виновных; широко должны применяться такие меры воздействия, как административные увольнения и подача рапортов об увольнении из рядов вооруженных сил. Подавляющее большинство военнослужащих, проходящих службу в Ираке и Афганистане, вело себя достойно и отважно. Но не следует при этом тешить себя надеждой, что проколы в Ираке отражают лишь проступки ничтожно малой группы лиц.
Нам, гражданским, тоже следует вынести уроки из этой истории. Первый из них заключается в том, что цена, которую приходится платить войне, выше, чем возвращающиеся домой в порт Дувр гробы и искореженные тела в Уолтер Риде, она касается и моральных издержек, затрагивающих молодежь, призванную проводить американскую политику в мире силой оружия. Второй урок касается необходимости поддерживать гражданское и военное руководство, когда оно настаивает на высочайших стандартах поведения среди военного персонала. Не так давно один из лидеров большинства в Сенате упрекнул начальника штаба ВВС США в якобы непозволительно грубом обращении с молодой женщиной-офицером, обольстившем мужа одной из ее подчиненных в одном из вверенных ему подразделений. Генерал Рональд Р. Фогльман (Ronald R. Fogleman), однако, понял то, что не сумел понять сенатор Трент Лотт (Trent Lott), а именно: что доблестных воинов от варваров отделяет лишь тонкая и хрупкая стена воинской дисциплины и чести.
Третий - и самый тяжелый урок - заключается в том, что пытки и издевательства в Абу Грейб должны побудить нас пристальней вглядеться в самих себя. В вооруженных силах как в зеркале отражаются проблемы общества. Тени на зеркальном отражении местами все глубже, но, к счастью, светлые стороны тоже имеются, и света все же больше, чем тьмы. Яркой иллюстрацией этого последнего положения является история двух американских военных специалистов. Косой взгляд Чарльза А. Грейнера-мл.(Charles A. Graner) в тюрьме Абу Грейб принадлежал американскому солдату. Неброский спокойный героизм Пэта Тиллмана (Pat Tillman) на поле сражения в Афганистане - тоже. Первый из них предстал перед судом, а второй покоится в солдатской могиле. Память о втором мы будем чтить и хранить в своей памяти, задумываясь о том, какое место каждому из них суждено занять в истории Америки.
Автор статьи - Роберт И. Осгуд, профессор кафедры стратегических исследований в Высшей Школе международных исследований при Университете им. Джона Хопкинса (США).