Кутаиси, Грузия, 26 мая 2004 года. Сразу же за оградой из проржавевшей колючей проволоки, в которой зияют громадные дыры, под охраной молоденьких парней в тапочках, в высокой траве лежат напалмовые авиабомбы. Неподалеку на поддонах под открытым небом лежат ящики с инженерными минами, ржавеющие укупорки с боеприпасами к зенитным пушкам, древние управляемые ракеты и уложенные в штабели авиабомбы разных типов. В расположенном неподалеку ангаре хранятся тысячи переносных пусковых установок ракет.
Когда-то неподалеку отсюда находился форпост глобальной сверхдержавы, бывшая база Красной Армии, которая со временем превратилась в заросшую сорной травой свалку оружия и боеприпасов, один из многих сотен приходящих в упадок, относительно слабо охраняемых складов, которые разбросаны по всей территории бывшего Советского Союза.
В то время как Соединенные Штаты фокусируют свое внимание на повышении безопасного хранения оружия массового поражения (ОМП) в этой части земного шара, некоторые эксперты все громче заявляют о том, что арсеналы обычных вооружений также могут быть опасно уязвимыми от воров.
Миллионы тонн вооружений были оставлены на складах вроде того, что расположен под Кутаиси, когда российские военные более десятилетия назад ушли из 14 бывших советских республик, которые стали независимыми государствами. Некоторые из этих баз с тех пор служат источниками снабжения для торговцев оружием на черном рынке, которые без особых трудностей проникают на склады или подкупают охранников, чтобы те их туда пропустили.
"Ситуация, по моему мнению, исключительно плоха, - сказал Юра Крикели, заместитель директора "Гамма-Центра" (Gamma Center), грузинского правительственного института, на который возложена обязанность обеспечивать безопасность складов оружия и боеприпасов. - Грузия расположена в очень опасном месте. Если принять во внимание, с какими государствами мы граничим, может случиться всякое. Существует опасность появления здесь террористов, а также воров, которые могут украсть все, что угодно, и затем переправить краденое в зоны вооруженных конфликтов".
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входят 55 государств, обращает внимание на "громадные риски", связанные со складами оружия и боеприпасов. В декабре прошлого года министры иностранных дел государств - участников ОБСЕ одобрили план повышения безопасности хранения и уничтожения этих вооружений с тем, чтобы положить конец "незаконному растаскиванию и бесконтрольному распространению вооружений, в особенности попаданию их в руки террористических и преступных группировок".
Ржавеющие авиабомбы и прочие боеприпасы представляют возрастающую опасность также для окружающей среды и для находящихся неподалеку населенных пунктов. Взрыв на складе старых советских боеприпасов на Украине в этом месяце, произошедший, возможно, от непогашенной сигареты, вызвал продолжавшиеся 2 недели вторичные взрывы и пожары, которые удалось погасить лишь на прошлой неделе. Погибли пять человек, 10 тысяч человек были эвакуированы из опасной зоны, были разрушены или повреждены более 2000 домов и построек.
В 2001 году произошла серия взрывов на остающихся со времен советской войны в Афганистане складах артиллерийских боеприпасов в Казахстане, в результате чего пришлось эвакуировать солдат и местных жителей из 6-мильной (1 сухопутная миля = 1,609 км) опасной зоны.
Эта проблема существует также в России. В августе прошлого года на складе боеприпасов в дальневосточном портовом городе Владивосток произошел взрыв, в результате которого погибли два офицера и пятеро солдат. Это был четвертый после распада Советского Союза крупный пожар в арсеналах Тихоокеанского флота, несмотря на то, что политики требовали передислоцировать склады боеприпасов из жилых районов. В последние 6 лет аналогичные взрывы имели место в Самаре, в Свердловске и в Бурятии.
Здесь, в Грузии, в 1996 году взорвался склад на одной военной базе, в результате чего, по свидетельству военных специалистов, которые опасаются повторения таких событий, пришлось на неделю эвакуировать из опасной зоны десятки тысяч людей. "Если случится один взрыв, начнется цепная реакция взрывов, - сказал Имануал Яков (Imanual Yakov), приглашенный грузинами израильский консультант. - Будут невероятные разрушения".
Однако официальных лиц этой горной страны заставил взяться за решение длительное время игнорировавшейся проблемы страх перед террористами и партизанами.
На территории Грузии все еще остаются две российские военные базы, но в 1990-х годах, в рамках соглашений о разделе имущества бывшего Советского Союза, под контроль вновь созданной грузинской армии были переданы более 30 бывших советских военных баз, разбросанных на территории, которая меньше американского штата Южная Каролина. На многих базах находятся тысячи тонн ненужного оружия, сохранность которого обеспечивается едва ли чем-то большим, чем слабые ограды.
"Это правовой вопрос, поскольку мы унаследовали от Советов огромную инфраструктуру, - заявил в интервью министр обороны Гела Бежуашвили. - Форпосты разбросаны по всей Грузии. Их следует очистить от инженерных мин". Грузинские официальные лица сказали, что не получают почти никакой помощи от россиян в разрешении данной и других критически важных проблем.
В ходе недавнего посещения четырех баз в различных уголках страны мне удалось составить представление о масштабах проблемы. Арсенал в Тбилиси, столице Грузии, был огорожен колючей проволокой, которая в некоторых местах была растянута в стороны, чтобы незваным гостям было проще проникать на объект. На одной базе в окрестностях Тбилиси ограда была такой неэффективной, что ее беспрепятственно преодолевали коровы, свиньи, лошади и мохнатые собаки.
База под Кутаиси не имела ночью наружного освещения по периметру длиной 3,5 мили, потому что с полуночи и до 7 часов утра электричество отключается. Но это лучше, чем на другой базе в Центральной Грузии, где электричества нет вовсе.
"Солдатам трудно охранять и оборонять это место, - сказал полковник Томас Гагуа, сопровождавший визитеров по территории базы в Тбилиси. - Нам нужно освещение, нам нужна система сигнализации".
Те, кто сумеет пробраться на базу, найдут там "шведский стол" вооружений. Вероятно, наиболее полезными для террористов или партизан стали бы переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела" SA-7 (условное наименование НАТО - прим. пер.) или аналогичные комплексы "Игла". Кроме того, там есть 57-мм авиационные ракеты S-5 и 80-мм авиационные ракеты S-8 с дальностью стрельбы 3-5 миль, которые обычно применяются с самолетов, но, как сообщили военные, могут быть переделаны для запуска с переносных пусковых установок. В Багдаде в прошлом году аналогичные ракеты были запущены с запряженных ослами телег по гостиницам и по зданию иракского министерства нефти.
Там хранятся также тысячи инженерных мин, джутовые мешки с неформованной взрывчаткой, поддоны с патронами, минометными минами и ракетами "Алазань". "Все, что здесь лежит, должно вызывать нашу озабоченность", - сказал заместитель командира базы капитан Заза Кведелидзе.
Во многих случаях на складах нет документов учета, а потому, если что-то оттуда будет взято, этого могут и не заметить. Неизвестно, сколько уже украдено за прошедшие годы, но офицеры сказали, что подозревают, что грузинское оружие попадает в руки полувоенных формирований в Аджарии, Абхазии и Южной Осетии, а также в Нагорном Карабахе, на который претендуют Армения и Азербайджан, и в разоренной войной российской Республике Чечня.
"Все возможно. Нет ничего невозможного", - сказал начальник штаба базы в Тбилиси майор Паату Енукидзе. Солдаты получают всего 50 долл. США в месяц и иногда, поскольку нет военной формы, вынуждены носить гражданскую одежду. Естественно, их можно подкупить. "За 1000-1500 долл., - сказал Енукидзе, - можно купить все, что душе угодно".
На базе под Кутаиси военные власти сообщили о двух предпринятых в прошлом году попытках украсть части ракет и порох, причем в одном случае такая попытка была сделана местными милиционерами. Командир базы майор Гурам Чиналадзе выразил уверенность, что никому не удастся вынести отсюда никакое оружие. Но он добавил: "Все хранящиеся здесь системы оружия действительно опасны, и мы на самом деле стараемся обеспечить их сохранность".
По просьбе грузинского правительства ОБСЕ в прошлом году начал осуществлять программу планово-предупредительного ремонта и уничтожения запасов боеприпасов. На сегодня, согласно донесениям официальных лиц, демонтированы 13 тысяч снарядов полевой и зенитной артиллерии, а к следующему месяцу должны быть уничтожены 500 авиабомб, 47 зенитных ракет и еще 2000 снарядов к зенитным пушкам.
Однако, по оценкам ОБСЕ, у грузин все еще остается, в числе прочих боеприпасов, более 1 млн. снарядов к зенитным пушкам. Официальные лица ОБСЕ пытаются получить от членов этой организации деньги на продолжение программы уничтожения боеприпасов до конца текущего года.
Грузины также работают вместе с израильско-испанской фирмой, представителем которой является Имануал Яков, над повышением безопасности своих баз и уничтожением возможно большего числа боеприпасов, находящихся на складах. Но в разоренной стране денег мало. Советник по национальной безопасности Грузии Вано Мерабишвили в прошлом месяце направил министру обороны США Дональду Рамсфелду (Donald H. Rumsfeld) письмо с просьбой о выделении его стране 6,5 млн. долл.
"У них нет денег, - сказал Ленни Бен-Давид (Lenny Ben-David), бывший израильский дипломат, которые лоббирует в Вашингтоне за удовлетворение просьбы грузин. - Если на помощь Грузии придет такая держава, как США, с данной проблемой можно будет справиться. В ином случае эта проблема когда-нибудь укусит их самих".