Ядерная политика бразильского правительства вызвала недавно обеспокоенность у богатых стран и привела к прессингу Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). На кону - монополизированный и необъятный сектор экономики, который приносит миллионные доходы и дает возможность производить как электроэнергию в мирных целях, как в случае Бразилии, так и атомное оружие. Следовательно, Бразилии следует ожидать давления в случае достижения договора о сотрудничестве в атомной сфере с Китаем.
Еще в первую неделю правления правительства Лулы (президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы - прим. пер.) заявления тогдашнего министра по науке и технологии Роберту Амарала вызвали соответствующую реакцию. По мнению Амарала, даже будучи участником Договора о нераспространении ядерного оружия, страна не должна ограничивать себя в проведении исследований, которые приведут к созданию атомного оружия. На следующий день, Лула уволил Амарала, но этот эпизод не был забыт международным сообществом.
Ядерная программа Бразилии снова стала поводом для недоверия в конце прошлого года, когда было объявлено о начале производства необогащенного урана в промышленных масштабах в качестве топлива для АЭС 'Ангра-1' и 'Ангра-2'. Без этого Бразилия вынуждена отправлять уран для обработки за границу.
После репортажа в 'Вашингтон пост' МАГАТЭ пыталось заставить Бразилию подписать дополнительный Протокол к ДНЯО, который позволяет специалистам проводить незапланированные инспекции на любые объекты атомной энергетики. Бразильское правительство отказалось, заявив, что страна использует высокие технологии, которые могут быть использованы другими, если они подвергнутся инспекции.
В случае достижения договора с Пекином, Бразилия, помимо того, что присоединится к немногим странам, владеющим этой технологией, станет союзником одной из ядерных держав. И развитые страны так просто этого не допустят.