На состоявшейся в понедельник встрече министров иностранных дел стран-членов Евросоюза, Испания и Польша, наконец, выразили согласие с выдвинутым в новой конституции ЕС принципом избирательной системы, получившей название 'двойного большинства'. Данная система действует по принципу, согласно которому предложения перед тем, как попасть в главный законодательный орган ЕС - Совет министров, смогут пройти лишь при условии, что их поддержит не менее половины стран-членов ЕС с населением, составляющим не менее 60% общей численности населения стран-членов ЕС. В 2009 г. подобная система должна заменить систему принятия решений по 'сложной формуле', когда четыре самые крупные страны Евросоюза получают по 29 голосов каждая, а Польша и Испания - по 27 голосов каждая.
Несмотря на согласие с принципом двойного большинства, и Испания, и Польша намерены добиваться более высокого порога для принятия решений, чтобы сгладить суммарное ослабление их избирательного потенциала. Давление, которое будет оказано на эти две страны с целью добиться компромиссного решения, по всей вероятности будет немалым, поскольку находящаяся сейчас в руководстве Евросоюзом Ирландия спешит завершить подготовку текста конституции ко времени проведения брюссельского саммита ЕС, намеченного на 17-18 июня. А эти две страны, в свою очередь, должны отстаивать свою позицию.
Когда неудачная попытка достичь согласия по процедуре голосования привела к тому, что конституция была не принята на брюссельском саммите в декабре прошлого года, поляков обвинили в эгоизме, неспособности понять механизм функционирования ЕС, непримиримости. Все подобные обвинения не выдерживают критики.
Упреки в национальном эгоизме исходили из того, что в результате занятой Польшей позиции, принятие решений в Евросоюзе в его расширенном составе, будет парализовано. Стандартным способом оценки эффективности процесса принятия решений в ЕС является составление пропорции возможных голосующих коалиций, которые могут обеспечить прохождение предложения в Совмин ЕС. Многие склонны считать, что с расширением состава ЕС эта пропорция будет снижена, и предложения смогут проходить с меньшей вероятностью. Однако, они в своих расчетах исходят из того, что будет иметь место большое число необычных и нестандартных избирательных комбинаций. Можем ли мы в самом деле всерьез ожидать того, что будет образован коалиционный блок Словении и Люксембурга для обеспечения прохождения законов ЕС? А число 'выигрышных коалиций' по-прежнему исключительно велико.
Одно из возможных компромиссных решений, озвученное британским министром иностранных дел Джеком Стро, заключается в том, чтобы страны-члены ЕС повторно вернулись к этому вопросу в 2009 г. Если колебания позиции Польши в отношении предлагаемой новой системы, вызваны недопониманием механизма работы ЕС, к этому времени ситуация для поляков разъяснится. Однако подобный компромисс был отвергнут Францией и Германией - главными пропагандистами новой системы.
И в самом деле: главная причина, по которой Польша выступает против формулы двойного большинства 50/60, вызвана опасением того, что это значительно усилит позицию Франции и Германии в Союзе. Имея население, составляющее треть всего населения Евросоюза, им потребуется лишь скооперироваться с одной большой страной - Испанией или Польшей и еще одной-двумя более мелкими для того, чтобы заблокировать любое важное решение. Польша рассматривает США в качестве единственного серьезного гаранта своей независимости перед лицом восставшей из имперских руин и все более автократичной России и опасений, связанных с тем, что Париж и Берлин могут попытаться задействовать дополнительные возможности, предоставляемые им новой системой, для вытеснения США из Европы.
Готовность канцлера ФРГ Герхарда Шредера отдать приоритет избирательным соображениям, оттеснив на второй план стратегические интересы собственного государства, заключающиеся в поощрении активного участия США в европейских делах, стала подлинным шоком для Польши. Озабоченность усилилась еще больше после недавних франко-германских попыток оказать давление на новых членов Евросоюза с целью отказа от конкуренции со странами Западной Европы в вопросах налогообложения корпораций, а также их явного стремления создать избранные компании в качестве франко-немецких 'европейских чемпионов'.
Другая причина для сопротивления польских министров франко-немецкому натиску заключается в их тонком чутье и болезненной реакции на разного рода политические махинации и грубое давление. Соглашение о проекте новой конституции и созыв межправительственной конференция, призванной его одобрить, были точно выбраны по времени так, чтобы поставить вновь принятые страны в неудобное и легко уязвимое положение - ведь у новичков по вполне понятным причинам имелась озабоченность, связанная с тем, что их договоры о вступлении могут остаться нератифицированными. Затем пришел черед повторного прохождения проекта о системе голосования в Европейском Центробанке. И тут положение о числе голосов пропорционально численности населения - что могло бы поставить новых членов Союза в выгодное положение - было заменено на критерий о пропорциональности числа голосов размеру ВВП. Последней каплей явился упорный отказ Франции и Германии выполнять правила и требования пакта стабильности и экономического роста.
Будучи далекими от недопонимания того, как функционирует европейский механизм, польские политики посткоммунистической эпохи, чувствуют, что оказались в до боли знакомом окружении, когда все решают крупные страны, а мелкие должны помалкивать. Многих из тех, кто живет на окраинах Евросоюза, надо простить за то, что они считают, что Европе надо изменить политическую культуру, перед тем как вводить новую систему голосования, которая даст еще больше прав 'коренным' европейцам особенно на фоне того, что Франция и Германия, похоже, прилагают максимум усилий для того, чтобы защитить себя от всех возможных изменений.
Автор - профессор экономики в Центрально-Европейском Университете в Будапеште и доверительное лицо в Фонде Чейза в г. Варшаве.