Москва, 27 мая 2004 года. Реформа системы налогообложения. Лучшее здравоохранение и образование. И обещание российского президента Владимира Путина, что после десятилетия постсоветского хаоса и четырех лет его благожелательного правления Россия, которая теперь переступила порог стабильности, к 2010 году вдвое увеличит свою экономику и доходы.
Почти без эмоций г-н Путин в среду воспользовался своим первым обращением к нации с момента своего победоносного переизбрания большинством голосов на пост президента в марте с.г., чтобы объявить новые долгосрочные цели. Но, посреди скромных обещаний Путина сделать жилье по средствам и построить новые нефтепроводы, аналитики выразили свою озабоченность по поводу того, о чем Путин умолчал.
"Я не услышал ничего важного о политических реформах, о средствах массовой информации (СМИ), о проблемах регионов или о строительстве профессиональной армии - можно подумать, что с этим все обстоит благополучно, - говорит Максим Гликин, политический редактор московской ежедневной "Независимой Газеты". - Суть его послания: я побеждаю, и все у меня под контролем".
Пользующийся широкой популярностью у россиян, которые устали от неопределенности 1990-х годов, Путин начинает свой второй срок на волне достигнутого в прошлом году экономического роста в размере 7,3% и поддержки со стороны избранного в декабре прошлого года прокремлевского парламента.
Памятники Путину может создавать всякий?
Данные проведенного в конце апреля с.г. опроса общественного мнения свидетельствуют о том, рейтинг его одобрения достигает стратосферных 79%. Опубликованные в среду результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром Левады, показывают, что каждый десятый россиянин готов поддержать или не возражает против возведения памятника Путину в своем родном городе.
"Высочайший уровень веры в Путина объясняется тем фактом, что, кроме него, нет никого, кому бы люди могли доверять", - сообщает газета "Известия", цитируя Юрия Леваду.
Такой концентрации в Москве политического контроля не наблюдалось с советских времен.
Однако в среду российский лидер нажал на все нужные риторические кнопки, заявив о своей поддержке личных свобод и демократии, а также восстановления исторического могущества России.
"Сегодня от нас зависит, сумеем ли мы стать обществом подлинно свободных людей", - заявил Путин обеим палатам парламента.
"Не всякому в этом мире по душе иметь дело с независимой, сильной и уверенной в себе Россией, - сказал Путин. - Укрепление нашей государственности иногда намеренно интерпретируется как авторитаризм. Мне хотелось бы заявить, что не будет никакого пересмотра фундаментальных принципов нашей политики".
Действительно, ключевые вопросы второго президентского срока Путина были лишь косвенно затронуты в его выступлении, в том числе и связи Кремля с влиятельными олигархами, которые сказочно разбогатели в ходе распродажи государственной собственности в 1990-х годах, а также продолжающийся кризис в Чечне, где в результате взрыва 9-го мая был убит пользовавшийся поддержкой Москвы президент.
"Проблема Чечни неразрешима, а поэтому нельзя чрезмерно педалировать ее", - говорит Лилия Шевцова, аналитик политических проблем в московском Центре Карнеги. Вместо этого речь президента была окрашена в более мягкие тона, чтобы представить Путина "человеком, который нравится всем".
Некоторые обозреватели ожидали большего от президента, власть которого в постсоветский период не имеет себе равных, в особенности в его последний 4-летний срок пребывания в должности.
Молчание по вопросу олигархии
Недавно созданная в Лондоне аналитическая организация "Russian Axis" в понедельник предсказала, что Путин использует свое выступление для того, чтобы начать осуществлять "систематическую стратегию" с целью "ослабления влияния олигархов" и изменения экономического "дисбаланса силы". Эта организация отметила, что всего лишь 23 отдельные личности или группы контролируют более трети российской экономики, и заявила, что Кремль видит "множащиеся свидетельства того, что олигархический капитализм представляет серьезную угрозу для экономических и политических властей России".
Путин не захотел вступать в борьбу по вопросам такого рода. Но он все-таки ясно дал понять, что - с учетом того, что, согласно официальной статистике, каждый пятый россиянин из 145-миллионного населения находится за чертой бедности - "точкой отсчета" при принятии решений станут "задачи государства, а не интересы отдельных компаний".
Что касается природных ресурсов - сферы интересов большинства российских олигархов, которые, по свидетельству журнала "Forbes", сделали Москву домом для большего числа миллиардеров, чем в любом другом городе нашей планеты - Путин сказал, что нужны "четкие, прописанные в законе права и обязанности" государства и предпринимателей.
Спекуляции по поводу атаки на олигархов были подхлестнуты арестом в октябре прошлого года богатейшего человека России, генерального директора и главного акционера нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, который, как считают некоторые аналитики, нарушил достигнутую в начале первого срока путинского президентства неписаную договоренность между Кремлем и олигархами, что они - и их деньги - будут оставаться вне политики.
В последние годы целый ряд олигархов были принуждены покинуть Россию или просто переехали на жительство за границу. Дело Ходорковского является одним из нескольких громких арестов с прошлого года; предварительные судебные слушания по обвинениям в мошенничестве и незаконном присвоении собственности должны начаться в пятницу.
"В деле Ходорковского существует множество косвенных свидетельств его виновности, а именно, что он нарушал существовавшие на тот период правила игры", - говорит главный стратег "Объединенной финансовой группы" Кристофер Гранвиль (Christopher Granville).
Этим арестом власти преследовали "именно цель сохранить существующие правила игры", говорит г-н Гранвиль. "Путин - "Мистер Стабильность", и именно этим он гордится, а не какими-то там революционными проектами".