28 мая 2004 года. Администрация Буша-младшего (George W. Bush), отвлекшись на вторжение и оккупацию Ирака, упустила из виду куда более насущную угрозу для безопасности Америки от опасных ядерных материалов, которые необходимо охранять, чтобы они не попали в руки террористов. Этот неизбежный вывод следует из нового доклада, в котором задокументированы медленные темпы работы по повышению защищенности ядерных материалов, потенциально пригодных для изготовления ядерного оружия, на слабо охраняемых объектах по всему миру.
Этот доклад, подготовленный исследователями Школы управления имени Кеннеди в Гарвардском университете (Kennedy School of Government at Harvard), прямо не обвиняет вторжение в Ирак в срыве усилий, направленных на повышение безопасности хранения ядерных материалов. В нем просто отмечается, что за 2 года после нападений террористов на Америку 11 сентября 2001 года была повышена защищенность меньшего количества ядерных материалов, чем за 2 года до этого события. Это печальный поворот событий, принимая во внимание, что президент Буш-младший энергично высказывался относительно необходимости большей ядерной безопасности, и что правительство Соединенных Штатов сделало для снижения этой угрозы больше, чем любые другие правительства.
Наиболее правдоподобным объяснением следует считать то, что правительство настолько интенсивно занималось Ираком, который не представлял ядерной угрозы, что у него почти не оставалось энергии для предотвращения реальных угроз. Действительно, по свидетельству гарвардских исследователей, если хотя бы десятая часть усилий и ресурсов, выделенных на Ирак в прошлом году, была направлена на повышение безопасности ядерных материалов, где бы они ни находились, то эту работу можно было бы закончить быстро.
К счастью, администрация США начала наращивать свои усилия в одной, по меньшей мере, критически важной области. На этой неделе министр энергетики Спенсер Абрахам (Spencer Abraham) объявил о начале стоящей 450 млн. долл. кампании по возвращению ядерных материалов, которые Соединенные Штаты и Советский Союз в свое время отправили во все уголки планеты для научных исследований. Высоко обогащенный уран разбросан на примерно 130 исследовательских реакторах в более чем 40 странах. Во многих случаях его охраняют разве что проволочная загородка да ночной сторож. На десятках объектов такого рода имеется достаточно ядерных материалов для того, чтобы изготовить ядерную бомбу. Группы, выступающие за контроль над распространением ядерного оружия, вполне справедливо приветствовали ускорение вывоза обратно ядерных материалов, однако многие эксперты предостерегают, что необходимо сделать больше, чтобы ускорить этот процесс, который потребует многих лет для своего завершения.
Самую серьезную угрозу по-прежнему представляет Россия, где громадные запасы ядерного оружия и материалов, пригодных для изготовления ядерных боеприпасов, после распада Советского Союза стали уязвимыми от воровства и контрабандного вывоза заграницу. Хотя Соединенные Штаты и Россия сотрудничают в программе повышения безопасности хранения опасных материалов и сумели устранить некоторые из самых вопиющих недостатков в этой области, в результате комплексного укрепления систем безопасности удалось повысить защищенность всего пятой части опасных ядерных материалов, хранящихся не в боеприпасах, что следует признать ужасающе медленной работой. Эта работа замедляется по причине столкновений из-за допуска американцев на важные объекты и споров по вопросу о том, кто будет нести ответственность в случае чрезвычайного происшествия. А тем временем начатая странами Большой Восьмерки амбициозная кампания по предотвращению распространения оружия массового поражения (ОМП) никак не наберет темпов, несмотря на обещание Соединенных выделить на ее осуществление 10 млрд. долл. и обещание других стран дать еще 7 млрд. долл.
Для ускорения прогресса потребуется длительное личное участие президентов Буша-младшего и Владимира Путина, которые облечены достаточной властью, чтобы преодолеть бюрократические рогатки. Им следует сделать этот вопрос одним из приоритетных, когда в следующем месяце состоится очередная встреча Большой Восьмерки.