В лице Михаила Ходорковского, остающегося все еще самым крупным акционером российского нефтяного концерна ЮКОС, перед судом с сегодняшнего дня предстает лишь один из тех людей, кто в середине 90-х годов без всякого стыда обогащался в ходе 'грязной приватизации'. Других судить вряд ли будут.
Ходорковский попал в лапы органов юстиции, поскольку стал опасным для Кремля: он бросил открытый политический вызов президенту Владимиру Путину. Но в то же время он был первым, кто пытался сделать свое предприятие транспарентным, руководить им по международным стандартам.
Процесс вызывает вопрос, как государству, в котором 30 миллионов человек живут за чертой бедности, быть со скандальными итогами приватизации. Многие россияне чувствует себя обманутыми, и в большинстве случаев это действительно так. Вознаграждены были лишь хитрецы, имевшие связи с людьми, принимавшими решения относительно приватизации.
Эта рана крупнейшей на Земле страны все еще остается открытой, в том числе по той причине, что часть структур, подобных монополиям, в некоторых отраслях мешает дальнейшему экономическому развитию. С другой стороны, несправедливая приватизация имела стабилизирующий эффект: появился, пусть и небольшой, слой собственников, создавший на руинах промышленности концерны, работающие по всему миру. Пересмотр итогов приватизации означал бы нестабильность и новую коррупцию. История США показывает, что господство 'баронов-разбойников' может трансформироваться в справедливую рыночную экономику.
Однако может ли российское общество базироваться на одном 'грехопадении', которое сделало немногих неизмеримо богатыми, лишив одновременно массы людей иллюзий относительно таких ценностей, как демократия и рыночная экономика? Во всяком случае, процесс против одного только Ходорковского - не выход.
Принятое два дня назад решение в отношении концерна ЮКОС о доплате предприятием за 2000 год налогов в сумме почти трех миллиардов евро, первый шаг на пути уничтожения концерна. Судьба ЮКОСа, кажется, предопределена. Однако позитивных перспектив для дальнейшей судьбы России процесс против Ходорковского и ЮКОСа не открывает.