Хосе Пинера является президентом Международного центра пенсионных реформ. Будучи министром труда и социального обеспечения, а затем министром горнорудной промышленности Чили, он отвечал за осуществление ряда структурных реформ
28 мая 2004 года. Обращение президента Владимира Путина к нации можно было бы назвать "речью о быстро мчащейся тройке лошадей". Вполне может быть, что его видение России совпадает с тем, что написал Гоголь в своем классическом произведении "Мертвые души".
"Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?. . . Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".
Не удивительно, что никто не знает, куда, в конечном итоге, придет Россия, потому что в свободном обществе это зависит от сотен повседневных решений, принимаемых каждым из 146 миллионов российских граждан. Но до тех пор, пока "чудный колокольный звон" сопровождает людей, живущих в свободе, будущее остается светлым.
В своей речи Путин обещал приложить все силы к тому, чтобы ежегодные темпы роста экономики оставались на уровне не ниже 7%. В одном фундаментальном вопросе он прав: это единственная возможность существенно сократить бедность и обеспечить процветание для всех. Для того чтобы обеспечить такой рост, ему нужно освободить созидательные силы народа. Он не только смог бы оставить после себя вдвое большую, чем нынешняя, экономику, но его наследие могло бы гарантировать, что через 20 лет экономика вырастет в 4 раза. Это высвободило бы силы, которые нужны, чтобы достичь экономического и политического статуса, соответствующего исключительным культурным достижениям России.
Итак, главным элементом в реализации этого видения должно стать понимание Путиным того факта, что высокие темпы роста экономики можно обеспечить только на путях экономической свободы при главенстве закона. Ему нужно претворить в жизнь структурные реформы, которые необходимы для перехода к современной свободной экономике, и сделать это гармоничным образом. Как кто-то сказал, "третий путь" (то есть реформы посреди дороги) гарантирует лишь то, что страна останется с экономикой "третьего мира".
Для того чтобы Россия на протяжении двух десятилетий устойчиво росла с ежегодным темпом 7%, следует руководствоваться концепцией отказа от санкционированной государством системы льгот и привилегий, которая господствует во всей экономике.
Одной из ключевых является реформа обанкротившейся пенсионной системы. Реформа, которая позволит россиянам быть подлинными хозяевами и реально контролировать свои пенсионные накопления, инвестировать их наиболее безопасными способами как у себя на родине, так и заграницей, посылает сильное сообщение в отношении открытости экономики страны и решимости государства разрешить свободное движение капитала (нечто, что само по себе будет поощрять увеличение иностранных инвестиций в России). При правильном подходе к осуществлению пенсионной реформы, которая должна сопровождаться также прогрессом в смежных областях - таких, как правовое регулирование рынков капитала, создание ипотечной системы, которая позволит повысить мобильность рабочей силы и обеспечит защиту прав миноритарных вкладчиков - пенсионная реформа сможет стимулировать эффективный цикл инвестиций и роста. Но самым важным результатом пенсионной реформы станет принципиальное изменение, которое позволяет создать страну трудящихся-собственников, выступающих за свободные рынки и свободу разума. Если выражаться проще, подъем "капитализма трудящихся" поставил бы с ног на голову Маркса (Marx).
Стоящая перед Россией задача является громадной и отпугивающей, но она может быть решена. Если на то пошло, структурную реформу куда труднее осуществить в таких жестко регламентированных обществах, какие мы имеем во Франции и в Германии (где единственная валюта может предоставить возможности и стать катализатором остро необходимых радикальных перемен в таких областях, как трудовые ресурсы и пенсионное обеспечение). Разумеется, Россию следует сделать полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) уже сейчас, а когда-нибудь она, возможно, даже станет омолаживающей силой в рядах Европейского союза (ЕС).
Главным препятствием для реформы, однако, может стать сопротивление групп с особыми интересами, которые потеряют свои льготы и привилегии в конкурентной и прозрачной рыночной экономике. Таким образом, некоторые руководители бизнеса могут противиться реальной конкуренции и частному и справедливому применению налогообложения, некоторым профсоюзам может не нравиться более гибкий рынок рабочей силы, а некоторые чиновники могут мешать необходимому переходу к системе государственного управления с меньшим числом более квалифицированных служащих.
Для преодоления этих препятствий нужны согласованная экономическая программа и прямые побудительные мотивы для людей. Правительство может создать условия, которые не позволят добиться победы группам с особыми интересами, для чего необходимо четко заявить о целях, расходах и выгодах реформ, подчеркнув при этом, что они устраняют льготы и привилегии не одной какой-то группы, а всех в равной степени. Как только ранее туманный процесс принятия политических решений будет открыт для внимательного изучения средств массовой информации (СМИ) и для дебатов, группам с устоявшимися интересами станет очень трудно требовать от государства монополии, защиты и субсидий.
Российский президент был переизбран более чем 70% голосов, пользуется политической поддержкой Государственной Думы и, как я могу засвидетельствовать после участия вместе с Путиным в "мозговой атаке" в Москве в прошлом месяце, он открыт для новых идей, призванных решить старые проблемы России. Ему также следует пойти навстречу даже тем, кто выступает против него с позиций желания более быстрой либерализации.
Будущее значит больше, чем прошлое. Путин может начать создавать это будущее, если разожжет революцию свободы и тем самым мобилизует энергию всех россиян. Более того, технические достижения века информации продолжают знакомить россиян с новыми идеями, товарами и новшествами, делая все более затруднительным централизованное управление экономикой. И как только станет проводиться правильная политика, и появятся нужные институты, страна начнет получать выгоды от своих огромных ресурсов и высокообразованного населения. Разумеется, сюда входят главенство закона, свобода слова, защита всех гражданских свобод и решительная борьба с терроризмом во всех его видах.
Быстрый экономический рост и снижение бедности сделают Путина хорошим президентом, быть может, очень хорошим. Однако для того чтобы стать великим, ему следует также объявить, что он пойдет путем отцов - основателей США и останется в должности только два срока - единственный антидот против опасностей сосредоточения большой власти в одних руках на длительное время - и обещает внимать предостережению Александра Пушкина:
"Владыки! вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон".
России в начале 20-го века была нужна не большевистская революция, а американская. Трагедия в том, что она получила Ленина вместо Джефферсона (Jefferson). У Путина сегодня появилась историческая возможность прочно привязать новую Россию к ценностям свободы и равенства под сенью закона. Если он это сделает, граждане России вполне могут считать его основателем современной России.
Поживем - увидим.