Уже четвертый раз президент Владимир Путин выступает с великолепным обращением к нации. Его речь - ясная, хорошо структурированная, нацеленная на реформы и либеральные свободы - содержит в себе детали плана создания свободной и ориентированной на рынок России. Но проблема в том, что такими же были и его предыдущие обращения.
Иногда кажется, что отсутствует увязка между тем, что Путин говорит и тем, что Путин делает. Путин публично заявляет об экономическом развитии и снижении бедности через реализацию амбициозной реформы по созданию многоотраслевой экономики и стабильных институтов защиты демократии и гражданского общества. На деле же Путин довольно целенаправленно концентрирует власть и диверсифицирует экономику путем усиления контроля за сырьевым сектором, направляя средства неизвестно куда.
Четыре года назад, в своем первом обращении к народу Путин так очертил программу действий: налоговая реформа, административная реформа, Чечня, создание стабильных прав собственности, реформа военной сферы, совершенствование социальной инфраструктуры и освобождение средств массовой информации из-под контроля бизнеса. В той или иной форме эти установки повторялись в его речах каждый год, включая последнее обращение. Таким образом, основной позитивный момент состоит в том, что базовые стратегические цели администрации Путина остаются неизменными. Что ж, по крайней мере, можно восхищаться его последовательностью.
Однако реальная политика за прошедшие четыре года совсем слабо соответствует заявленным целям. В речи Путина не упомянуты две основные задачи, на выполнении которых было сосредоточено его внимание в течение последнего года: централизация власти и более тесное взаимодействие государства и сырьевого сектора экономики, порой насаждаемое силой. Похожим образом президент обошел вниманием два самых трудных вопроса, требующих решения: Чечня после Ахмада Кадырова и дело 'Юкоса'.
Нельзя сказать, что Путин и его администрация не достигли успехов в реализации своей политики. Учитывая полуразрушенную и обветшавшую систему национальных институтов, что унаследовал президент, его администрация многого достигла в проведении реформ в стране. Среди ее успехов налоговая реформа, земельная реформа, реформа таможенной системы, стабильность бюджета, создание мощного стабилизационного фонда, а также начало пенсионной реформы, банковской реформы и реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Похожим образом, к важнейшим изменениям, произошедшим в России, следует отнести усиление государственного контроля за СМИ, подрыв политической, а затем и экономической власти олигархов, преобразование Совета Федерации, конец независимости региональных губернаторов и результаты выборов в Государственную Думу, сделавшие ее покорной президенту. Главным результатом его политики стала стабилизация обстановки в стране, соответствующее привлечение внутренних инвестиций и рост потребления, что говорит об экономическом выздоровлении.
Значительное количество политических побед Путина соответствует заявленным в обращении целям, но не менее значительное количество им не соответствует. Трудно удержаться от заключения, что у президента есть один набор целей и задач для публичного изложения и другой - для реального воплощения. Иногда они совпадают, иногда нет.
Существует два возможных объяснения для нестыковки между объявленными целями и реальной политикой. Во-первых, правительство Путина просто не в состоянии претворить в жизнь значительную часть его планов. Налоговая реформа не очень противоречива в теории и довольно проста в практическом применении. С другой стороны, военная реформа и реформа ЖКХ сталкиваются с мощными протестами, а их реализация во многом зависит от целеустремленности чиновничьего аппарата - которая напрочь отсутствует у российских чиновников. В соответствии с существующей точкой зрения, главным показателем будущего успеха Путина является проведение административной реформы: если президент сумеет претворить ее в жизнь, прочие реформы будут реализованы автоматически.
Однако в равной степени возможно, что Путин никогда не намеревался воплощать на практике многое из того, о чем говорил в ежегодном обращении. Со сцены такие слова, как либерализм, главенство закона, частная собственность и свободные СМИ звучат великолепно. На практике же эти понятия могут создавать раздражающий дискомфорт для амбициозного правительства. По определению они предназначены для контроля и ограничения власти Кремля. Вырабатывать политический консенсус и стойко выносить удары критики свободной прессы - это отнимает очень много времени и является рискованным занятием. Гораздо легче сейчас заняться государственными делами, а о либерализме и свободах подумать позже.
В речи президента прозвучали и многие обнадеживающие предложения. Развитие мощного рынка ипотечного жилья облегчит передвижение населения из экономически упадочных регионов и будет способствовать формированию стабильного среднего класса. Кроме того, инвесторы наверняка благоприятно восприняли довольно подробное изложение планов президента по увеличению потенциала нефтяного экспорта. Упоминание в обращении конкуренции в предоставлении образования и введения платы за проезд по автомобильным дорогам говорит о том, что в администрации президента еще остались реформаторы, готовящие его речи. Но, к сожалению, к другим частям его великолепного выступления следует подходить с осторожностью. Надо оценивать то, что Путин делает, а не то, что Путин говорит.
Президентское обращение к нации стало своеобразным ораторским стереотипом, которое по содержанию довольно реформистское, чтобы прийтись по вкусу международной аудитории и довольно популистское, чтобы его проглотила местная публика. С каждым годом оппозиция Путину становится все менее слышной, с каждым годом все громче звучат аплодисменты в его адрес. Публика всегда чего-то ждет от актера, и Путин, будучи хорошим актером, оправдывает ожидания. А в это время рынок озабочен судьбой 'Юкоса', бюрократия отстаивает свои привилегии, олигархи боятся любого стука в свою дверь, частный сектор и дальше реструктурируется, а россияне продолжают наслаждаться недавно обретенным относительным благополучием.
Роланд Нэш, главный стратегический аналитик 'Renaissance Capital'